Воскресенье, 28.04.2024, 22:06
Приветствую Вас Гость | RSS

МБОУ "Саломатовская ООШ"

Меню сайта
Категории раздела
Мои файлы [148]
Нормативные документы [14]
Школьная документация
data [0]
Сканированные документы
Ежедневное меню [1]
Меню питания
Мои видео [0]
Видео файлы
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог файлов


2 класс- Технология
31.01.2015, 04:13

                           I. Пояснительная записка

 

Учебный предмет «Технология»  в  начальной школе выполняет особенную роль, так  как обладает мощным развивающим потенциа- лом. Важнейшая особенность этих уроков состоит в том, что они стро- ятся на уникальной психологической и дидактической базе  – предметно-практической деятельности, которая служит в младшем школьном возрасте необходимым звеном целостного процесса духов- ного,  нравственного и  интеллектуального развития (в  том  числе и абстрактного мышления).

В силу  психологических особенностей развития младшего школь- ника учебный процесс в курсе технологии должен строиться таким образом, чтобы продуктивная предметная деятельность ребёнка стала основой формирования  его  познавательных  способностей, включая знаково-символическое и логическое мышление. Только так  на осно- ве реального учёта функциональных возможностей ребёнка и законо- мерностей его  развития обеспечивается возможность активизации познавательных психических процессов и интенсификации обучения в целом.

Значение предмета выходит далеко за рамки обеспечения учащих- ся  сведениями о  «технико-технологической картине  мира».  При соответствующем содержательном и методическом наполнении дан- ный  предмет может стать  опорным для  формирования системы уни- версальных учебных действий в начальном звене  общеобразователь- ной школы. В этом учебном курсе все элементы учебной деятельности (планирование,  ориентировка  в  задании,  преобразование, оценка продукта,  умение распознавать  и  ставить задачи,  возникающие в контексте практической ситуации, предлагать практические способы решения,  добиваться достижения  результата  и  т.д.)  предстают в наглядном  плане  и  тем   самым  становятся  более   понятными для детей.

Предметно-практическая творческая деятельность, как  смысл любой  деятельности, даёт  ребёнку возможность не только отстра- нённого восприятия духовной и материальной культуры, но и чув- ство  сопричастности, чувство самореализации, необходимость освоения мира не только через  содержание, но и через  его  преоб- ражение. Процесс и результат художественно-творческой деятель- ности  становится не  собственно целью, а, с одной  стороны, сред- ством  познания мира, с другой –  средством для  более  глубокого эмоционального выражения внутренних чувств как самого  творя- щего  ребёнка, так  и замыслов изучаемых им  объектов материаль- ного мира. При  этом художественно-творческая деятельность ребёнка предполагает все этапы познания мира, присущие и взрос- лым: наблюдение, размышление и практическая реализация замысла.

Согласно федеральному базисному плану и учебного плана МБОУ

« Саломатовская ООШ» для обязательного изучения технологии во 2 классе отводится 34 часа-1 час в неделю.

Учебно – методический комплекс:

О.А.  Куревина,  Е.А.   Лутцева,  «Технология»  (Прекрасное рядом с тобой). Учебник для   2 класса;

Е.Д. Ковалевская, «Рабочая тетрадь к учебнику "Технология"»

для   2 класса.

 

                        II. Общая характеристика

                            Учебного предмета        

 

 

Курс  «Технология» является  составной частью Образовательной системы «Школа 2100».  Его  основные положения  согласуются  с концепцией данной модели и решают блок  задач, связанных с фор- мированием опыта как основы обучения и познания, осуществления поисково-аналитической деятельности для  практического решения учебных задач  прикладного  характера,  формированием первона- чального опыта практической преобразовательной деятельности. Курс  развивающе-обучающий по  своему  характеру с приоритетом развивающей функции, интегрированный по своей  сути. В его осно- ве лежит целостный образ  окружающего мира, который преломля- ется через результат творческой деятельности учащихся. Технология как учебный предмет является комплексным и интегративным по своей сути. В содержательном плане он предполагает реальные взаи- мосвязи практически со всеми предметами начальной школы.

Математика – моделирование (преобразование объектов из чувственной формы в  модели, воссоздание объектов по  модели в материальном виде, мысленная  трансформация объектов и  пр.), выполнение  расчётов,  вычислений,  построение форм   с  учётом основ   геометрии,  работа с  геометрическими фигурами,  телами, именованными числами.

Окружающий мир  – рассмотрение и анализ природных форм  и конструкций  как  универсального источника  инженерно-худо- жественных идей   для мастера; природы как  источника сырья с учётом экологических проблем, деятельности человека как созда- теля  материально-культурной среды   обитания,  изучение  этно- культурных традиций.

Родной язык – развитие устной речи на основе использования важ- нейших видов  речевой деятельности и основных типов  учебных тек- стов в процессе анализа заданий и обсуждения результатов практиче- ской   деятельности (описание конструкции изделия,  материалов и способов  их  обработки; повествование о ходе  действий и построении плана деятельности; построение логически связных высказываний в рассуждениях, обоснованиях, формулировании выводов).

Литературное чтение – работа с текстами для  создания обра- за, реализуемого в изделии, театрализованных постановках.

Изобразительное искусство – использование средств художе- ственной выразительности в целях гармонизации форм  и кон- струкций,  изготовление изделий  на   основе   законов  и   правил декоративно-прикладного искусства и дизайна.

Целью  курса  является саморазвитие и развитие личности каж- дого ребёнка в процессе освоения мира через  его собственную твор- ческую предметную деятельность.

Задачи курса:

– получение первоначальных представлений о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества; о мире профессий и важности правильного выбора профессии;

 

– усвоение первоначальных представлений о материальной культуре  как  продукте предметно-преобразующей деятельности человека;

–  приобретение навыков самообслуживания;  овладение техно- логическими  приёмами  ручной обработки материалов;  усвоение правил техники безопасности;

–  использование приобретённых знаний и  умений для  творче- ского  решения несложных конструкторских, художественно-кон- структорских  (дизайнерских),  технологических и  организацион- ных  задач;

–  приобретение первоначальных  навыков  совместной продук- тивной деятельности, сотрудничества, взаимопомощи, планирова- ния и организации;

–  приобретение первоначальных  знаний  о  правилах создания предметной и информационной среды  и умений применять их  для выполнения учебно-познавательных и проектных художественно- конструкторских задач.

 

Методическая основа  курса – деятельностный подход, т.е.  орга- низация максимально творческой предметной деятельности детей, начиная с первого класса. Репродуктивным остаётся только освое- ние  новых технологических приёмов, конструктивных  особенно- стей  через  специальные упражнения.

Примерная схема  урока. Каждый урок  начинается с наблюдения, восприятия предметов материально-культурного наследия народов, образцов будущей практической работы. Их анализ осуществляется, прежде всего, с точки зрения их конструктивных особенностей (коли- чество  деталей, их форма, вид соединения), далее  – средства художе- ственной выразительности (цветовые сочетания, подбор  материалов, соотношение целого и частей, ритм  и т.д.). Следующий шаг  техноло- гический – определение способов  обработки материалов для  получе- ния   планируемого результата.  Размышление  и  рассуждение в  ход анализа, как основа  деятельностного подхода, подразумевают созда- ние  своего  образа предмета, поиск через  эскизы его внешнего вида, конструктивных особенностей, обоснование технологичности выбран- ного  того  или   иного   материала,  определение рациональных  путей (необходимых технологических операций) его изготовления, опреде- ление последовательности практической реализации замысла, реше- ние  технико-технологических задач. Практическая манипулятив- ная  деятельность предполагает освоение основных технологических приёмов, необходимых для  реализации задуманного, и качественное воплощение задуманного в реальный материальный  объект. Особое внимание обращается на формирование у учащихся элементов куль- туры  труда.

Разнообразные  по  видам практические  работы, выполняемые учащимися, должны соответствовать единым требованиям – прак- тическая  значимость (личная  или   общественная),  доступность, эстетичность, экологичность. Учитель вправе включать свои вари- анты изделий с учётом регионального компонента и собственных эстетических интересов.

Важной составной частью практических работ  являются упраж-нения по  освоению основных технологических  приёмов и  опера- ций, лежащих в основе   ручной обработки материалов, доступных детям младшего школьного возраста. Упражнения являются зало- гом   качественного  выполнения  целостной  работы.  Освоенные через  упражнения приёмы включаются в практические работы по изготовлению изделий.

В предлагаемом курсе «Технология» предусмотрены следующие

виды  работ:

– простейшие наблюдения и исследования свойств материалов, способов  их  обработки; анализ конструкций, их  свойств, принци- пов и приёмов их создания;

–  моделирование, конструирование из  разных материалов (по образцу, модели);

–  решение  доступных конструкторско-технологических  задач (определение области поиска,  поиск  недостающей информации, определение спектра  возможных  решений,  выбор   оптимального решения), творческих художественных задач (общий дизайн, оформление);

–  простейшее проектирование (принятие  идеи, поиск и  отбор необходимой информации, окончательный образ  объекта, опреде- ление особенностей конструкции и технологии изготовления изде- лия, подбор инструментов, материалов, выбор  способов  их обработ- ки, реализация замысла с корректировкой конструкции и техноло- гии, проверка изделия в действии, представление (защита) процес- са и результата работы).

 

Региональный компонент в курсе реализуется через  знакомство с культурой и различными видами творчества и труда, содержание которых отражает краеведческую направленность. Это могут  быть изделия, по тематике связанные с ремёслами и промыслами дан- ной местности, другие культурные традиции.

Деятельность учащихся  первоначально имеет,  главным  обра- зом,   индивидуальный характер.  Но   постепенно  увеличивается доля  коллективных работ, особенно  творческих, обобщающего характера – проектов.

Особое внимание уделяется вопросу контроля  образовательных результатов, оценке деятельности учащихся на уроке. Деятельность учащихся на уроках двусторонняя по своему  характеру. Она вклю- чает  творческую мыслительную работу  и  практическую часть  по реализации замысла. Качество каждой из  составляющих часто  не совпадает, и  поэтому зачастую  не  может быть  одной  отметки за урок. Для  успешного продвижения ребёнка в его развитии важна как оценка качества его деятельности на уроке, так  и оценка, отра- жающая его творческие поиски и находки в процессе созерцания, размышления  и  самореализации.  Оцениваются  освоенные пред- метные знания  и  умения, а  также  универсальные учебные дей- ствия.  Результаты  практического труда могут   быть   оценены  по следующим критериям: качество выполнения отдельных (изучае- мых  на уроке) приёмов и операций и работы в целом. Показателем уровня сформированности универсальных учебных действий явля- ется  степень самостоятельности, характер деятельности (репродуктивная или  продуктивная). Творческие поиски и находки поощряются в словесной одобрительной форме.

 

 

III. Описание  места  учебного  предмета в учебном  плане

 

В  связи с  тем,   что  ФГОС  начального  общего   образования  не содержит указаний на  распределение учебных часов  по  учебным предметам и по классам, а даёт только их общее количество, школа вправе самостоятельно решать вопрос  о том,  сколько часов  отво- дить  на каждый учебный предмет, в том числе и на технологию.

Содержание курса содержит достаточно материала для  его реа- лизации во 2 классе  в рамках предмета технологии – 1час.

 Занятия  проводятся учителем начальных классов.

Содержание курса имеет  широкие возможности для  его реализа- ции  во внеурочное время.

Программа обеспечена учебно-методическими комплектами, состоящими из учебников «Технология», рабочих тетрадей и мето- дических рекомендаций к ним  для  каждого класса.

Реализация   программы  требует от        учителя              творческого подхода к  отбору дидактического материала, активизации учащихся,учёта ихиндивидуальных особенностей,  культурных запросов.

 

IV. Описание  ценностных ориентиров содержания учебного предмета

 

Ценность  жизни  –  признание человеческой жизни и существо- вания живого в природе и материальном мире  в целом как вели- чайшей  ценности,  как  основы для   подлинного  художественно- эстетического, эколого-технологического сознания.

Ценность  природы  основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира – частью живой и  неживой  природы.  Любовь к  природе означает  прежде  всего бережное отношение к  ней  как к среде  обитания и  выживания человека, а  также  переживание  чувства красоты,  гармонии,  её совершенства, сохранение и приумножение её богатства, отраже- ние в художественных произведениях, предметах декоративно- прикладного искусства.

Ценность   человека   как  разумного существа, стремящегося к добру,  самосовершенствованию  и  самореализации, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нрав- ственном здоровье.

Ценность  добра – направленность человека на развитие и сохра- нение  жизни, через  сострадание и милосердие, стремление помочь ближнему,  как  проявление высшей человеческой способности – любви.

Ценность  истины  –  это  ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, миро- здания.

Ценность   семьи  как  первой и  самой значимой  для   развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность художественно-культурных,  этнических  тради- ций  народов России от поколения к поколению и тем  самым жиз- неспособность российского общества.

Ценность  труда и творчества  как естественного условия челове- ческой жизни,  потребности творческой самореализации,  состоя- ния  нормального человеческого существования.

Ценность  свободы  как свободы  выбора человеком своих  мыслей и поступков, но свободы  естественно ограниченной нормами, пра- вилами, законами общества, членом которого всегда  по всей  соци- альной сути  является человек.

Ценность  социальной солидарности как  признание  прав  и сво- бод  человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.

Ценность  гражданственности  –  осознание человеком себя  как члена общества, народа, представителя страны и государства.

Ценность  патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви  к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.

Ценность   человечества как  части  мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудниче- ство народов и уважение к многообразию их культур.

2-й класс

 

Личностными результатами изучения  курса  «Технология»  во

2-м классе является формирование следующих умений:

–   объяснять   свои    чувства   и   ощущения  от   наблюдаемых образцов и  предметов декоративно-прикладного  творчества, объ- яснять своё  отношение к  поступкам одноклассников с  позиции общечеловеческих нравственных ценностей, рассуждать и обсуж- дать  их;

–  самостоятельно  определять  и  высказывать  свои  чувства и ощущения, возникающие в результате наблюдения, рассуждения, обсуждения  наблюдаемых объектов,  результатов  трудовой дея- тельности человека-мастера;

– в предложенных ситуациях, опираясь на общие  для  всех  про- стые   правила  поведения,  делать  выбор,  какое  мнение принять (своё или  другое, высказанное в ходе  обсуждения).

Средством достижения этих  результатов служат учебный мате- риал и  задания учебника, нацеленные на  2-ю  линию развития – умение определять своё  отношение к миру, событиям, поступкам людей.

Метапредметными результатами изучения курса «Технология» во 2-м  классе является формирование следующих универсальных учебных действий.

Регулятивные УУД:

определять цель  деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно;

–  учиться  совместно с  учителем выявлять  и  формулировать учебную проблему (в ходе  анализа предъявляемых заданий, образ- цов изделий);

– учиться планировать практическую деятельность на уроке;

– с помощью учителя отбирать наиболее подходящие для выполнения задания материалы и инструменты;

учиться предлагать свои  конструкторско-технологические приёмы и способы  выполнения отдельных этапов изготовления изделий (на основе  продуктивных заданий в учебнике);

–  работая  по  совместно составленному плану,  использовать необходимые средства (рисунки, инструкционные карты, приспо- собления и инструменты), осуществлять контроль точности выпол- нения операций (с помощью сложных по конфигурации шаблонов, чертёжных инструментов).

Средством формирования  этих  действий служит соблюдение технологии предметно-практической творческой деятельности;

определять успешность выполнения своего  задания в диалоге с учителем.

Средством формирования  этих  действий служит соблюдение технологии оценки учебных успехов.

Познавательные УУД:

– ориентироваться в своей  системе знаний и умений: понимать, что  нужно использовать пробно-поисковые практические  упраж- нения для  открытия нового  знания и умения;

 

добывать новые знания: находить необходимую информацию как в  учебнике, так   и  в  предложенных учителем словарях и  энцикло- педиях  (в  учебнике  2-го   класса  для   этого   предусмотрен словарь терминов);

– перерабатывать полученную информацию: наблюдать и само- стоятельно делать простейшие обобщения и выводы.

Средством формирования  этих  действий служат учебный мате- риал и  задания учебника, нацеленные на  1-ю  линию развития – чувствовать мир  технических достижений.

Коммуникативные УУД:

–  донести свою  позицию до  других: оформлять свою  мысль в устной и  письменной  речи   (на  уровне  одного   предложения  или небольшого текста);

слушать и понимать речь  других;

вступать в беседу и обсуждение на уроке и в жизни. Средством формирования этих  действий служит соблюдение тех-

нологии продуктивной художественно-творческой деятельности;

– договариваться сообща;

–  учиться выполнять предлагаемые задания в паре, группе из

3–4  человек.

Средством формирования  этих   действий служит  организация работы в малых группах.

Предметными   результатами   изучения     курса

«Окружа- ющий  мир»  во  2-м   классе  является  формирование следующих умений:

иметь     представление    об   эстетических понятиях:    пре- красное, трагическое, комическое, возвышенное; жанры (натюр- морт, пейзаж, анималистический, жанрово-бытовой, портрет); движение, правда и правдоподобие. Представление о линейной перспективе.

По художественно-творческой изобразительной деятельности:

знать названия красок натурального и  искусственного проис- хождения,  основные цвета солнечного спектра, способ  получения составных цветов из главных;

уметь смешивать главные цвета красок для  получения состав- ных  цветов, выполнять графические изображения с соблюдением линейной перспективы.

По трудовой деятельности:

знать

–  виды  материалов, обозначенных в программе, их  свойства и названия;

– неподвижный и подвижный способы  соединения деталей и со- единительные материалы (неподвижный – клейстер (клей) и нитки, подвижный – проволока, нитки, тонкая верёвочка);

– о чертеже и линиях чертежа, указанных в программе;

уметь

самостоятельно организовывать рабочее место в соответствии с особенностями используемого материала  и  поддерживать поря- док  на  нём  во  время работы, экономно и  рационально размечать несколько деталей;

с помощью учителя  выполнять разметку с опорой на  чертёж по линейке, угольнику, выполнять подвижное соединение деталей с помощью проволоки, ниток (№ 10),  тонкой верёвочки;

реализовывать творческий замысел на основе  жанровых зако- номерностей и  эстетической оценки в  художественно-творческой изобразительной и трудовой деятельности.

 

 

строчка.

 

2-й класс – 34 часа

 

1. Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы куль- туры труда. Самообслуживание (12  ч.).

Значение трудовой деятельности в жизни человека –  труд  как способ самовыражения человека.

Разнообразные предметы рукотворного мира (предметы быта  и декоративно-прикладного искусства, архитектура и техника).

Природа – источник сырья. Природное сырьё, природные мате- риалы.

Мастера и их  профессии (технические, художественные). Традиции творчества мастера в создании предметной среды  (общее  

Развёрнутый анализ заданий (материалы, конструкция, техно- логия изготовления). Составление плана практической работы.

Работа с доступной информацией (простейшие чертежи, эскизы, схемы).

Введение      в     проектную       деятельность,       доступные     простые проекты, выполняемые с помощью учителя (разработка предложенно- го   замысла,   поиск   доступных  решений,   выполнение,   защита проекта). Результат проектной деятельности: изделия,  оформление праздников.

Работа парами и в малых группах. Осуществление сотрудниче- ства.

Самоконтроль в ходе работы (точность разметки с использовани- ем чертёжных инструментов).

Самообслуживание. Самостоятельный отбор  материалов и инструментов для  урока.

 

2. Технология ручной обработки  материалов. Элементы  графи- ческой грамоты (32 ч.).

Исследование элементарных свойств материалов: картон,  гоф- рокартон, ряжа,  ткани природного происхождения (лён, хлопок, шёлк, шерсть). Строение ткани. Продольное и поперечное направ- ление нитей ткани.  Основа, уток.  Общая технология получения нитей и тканей на  основе  натурального сырья. Сравнение свойств материалов. Выбор материалов по их декоративно-художественным и конструктивным свойствам.

Чертёжные инструменты: линейка, угольник, циркуль, канце- лярский нож, лекало. Их  названия, функциональное назначение, устройство. Приёмы безопасной работы и обращения с колющими и режущими инструментами.

Технологические операции, их  обобщённые названия:  размет- ка, получение деталей из заготовки, сборка изделия, отделка.

Элементарное представление  о  простейшем чертеже  и  эскизе. Линии чертежа (контурная, надреза, выносная, размерная, осевая, центровая).  Чтение чертежа.  Разметка  по  линейке,  угольнику, циркулем с опорой на простейший чертёж. Экономная рациональ- ная  разметка нескольких деталей с помощью чертёжных инстру- ментов. Построение прямоугольных и круглых деталей с помощью чертёжных инструментов. Деление окружности и круга на части с помощью циркуля, складыванием.

Разметка  деталей  копированием  с  помощью копировальной бумаги.

Сборка изделия: подвижное, ниточное соединение деталей. Отделка аппликацией (с полиэтиленовой прокладкой), ручными

строчками (варианты прямой строчки).

 

 

Категория: Мои файлы | Добавил: nata-ryabtseva
Просмотров: 448 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Вход на сайт
Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?
#banner-bottom > div > div.owl-carousel.owl-loaded.owl-drag > div.owl-stage-outer > div > div:nth-child(5) > div > a > img