Понедельник, 29.04.2024, 04:32
Приветствую Вас Гость | RSS

МБОУ "Саломатовская ООШ"

Меню сайта
Категории раздела
Мои файлы [148]
Нормативные документы [14]
Школьная документация
data [0]
Сканированные документы
Ежедневное меню [1]
Меню питания
Мои видео [0]
Видео файлы
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог файлов


2кл- литература
31.01.2015, 03:57

                                                      Пояснительная записка                                                                                                                                                                                                                                                                                                     

Рабочая программа по литературному чтению разработана  на основе Концепции стандарта второго поколения,  требований к результатам освоения основной общеобразовательной программы начального общего образования, фундаментального ядра содержания общего образования, примерной программы по литературному чтению и УМК «Перспективная начальная школа» с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младших школьников умения учиться. Программа направлена на достижение планируемых результатов, реализацию программы формирования универсальных учебных действий.

     «Литературное чтение» является базовым гуманитарным предметом в начальной школе, с помощью которого можно решать не только узкопредметные задачи, но и общие для всех предметов задачи гуманитарного развития младшего школьника. Это, прежде всего воспитание сознания, чутко и интеллигентно воспринимающего мир (не только произведения литературы и художественной культуры, но и весь окружающий мир — мир людей и природы).

Согласно федерального базисного плана и учебного плана МБОУ «Саломатовская ООШ» для обязательного изучения литературного чтения во 2 классе отводится 136 часов- 4 часа в неделю.

Учебно-методическое обеспечение программы:

Чуракова Н.А. Литературное чтение. 2 класс: Учебник. В 2 ч. — М.: Академкнига, 2010.

Малаховская О.В. Литературное чтение. 2 класс: Хрестоматия/ Под редакцией Чураковой Н.А. — М.: Академкнига/Учебник, 2010.

Чуракова Н.А., Малаховская О.В. Литературное чтение. 2 класс: Методическое пособие. — М.: Академкнига/Учебник, 2010.

Малаховская О.В. Литературное чтение: Тетрадь для самостоятельной работы №1 и №2.      2 класс. — М.: Академкнига/Учебник, 2010

 Цели обучения

Изучение курса литературного чтения в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

  • овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности; совершенствование всех видов речевой деятельности;
  • приобретения умения работать с разными видами информации;
  • развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова; овладение первоначальными навыками работы с учебными и научно-познавательными текстами;
  • воспитание интереса к чтению и книге; обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле; развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран.

Приоритетной целью обучения литературному чтению в начальной школе является формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности.

3. Читательская компетентность определяется владением техникой чтения, приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг и умением их самостоятельно выбирать, сформированностью духовной потребности в книге как средстве познания мира и самопознания. Среди предметов, входящих в образовательную область «Филология», курс литературного чтения в особой мере влияет на решение следующих задач:

1. Освоение общекультурных навыков чтения и понимания текста; воспитание интереса к чтению и книге.

Решение этой задачи предполагает прежде всего формирование осмысленного читательского навыка (интереса к процессу чтения и потребности читать произведения разных видов литературы), который во многом определяет успешность обучения младшего школьника по другим предметам, т. е. в результате освоения предметного содержания литературного чтения учащиеся приобретают общеучебное умение осознанно читать тексты.

Поскольку курс литературного чтения для 1—4 классов является первой ступенью непрерывного курса литературы в средней общеобразовательной школе, то на этом этапе наряду с формированием умений осмысленно читать вслух и про себя идет подготовка к изучению литературы на уровне, доступном детям 6—10 лет.

2. Овладение речевой, письменной и коммуникативной культурой.

Выполнение этой задачи связано с умением работать с различными видами текстов, ориентироваться в книге, использовать ее для расширения знаний об окружающем мире. В результате обучения младшие школьники участвуют в диалоге, строят монологические высказывания (на основе произведений и личного опыта), сопоставляют и описывают различные объекты и процессы, самостоятельно пользуются справочным аппаратом учебника, находят информацию в словарях, справочниках и энциклопедиях.

3. Воспитание эстетического отношения к действительности, отраженной в художественной литературе.

Решение этой задачи способствует пониманию художественного произведения как особого вида искусства; формированию умения определять его художественную ценность и анализировать (на доступном уровне) средства выразительности. Развивается умение сравнивать искусство слова с другими видами искусства (живопись, театр, кино, музыка); находить сходство и различие разных жанров, используемых художественных средств.

4. Формирование нравственного сознания и эстетического вкуса младшего школьника; понимание духовной сущности произведений.

С учетом особенностей художественной литературы, ее нравственной сущности, влияния на становление личности маленького читателя решение этой задачи приобретает особое значение. В процессе работы с художественным произведением младший школьник осваивает основные нравственно-этические ценности взаимодействия с окружающим миром, получает навык анализа положительных и отрицательных действий героев, событий. Понимание значения эмоциональной окрашенности всех сюжетных линий произведения способствует воспитанию адекватного эмоционального состояния как предпосылки собственного поведения в жизни.

 Общая характеристика учебного предмета

Литературное чтение — один из основных предметов в системе подготовки младшего школьника. Наряду с русским языком он формирует функциональную грамотность, способствует общему развитию и воспитанию ребенка. Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность обучения по другим предметам начальной школы.

 Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

Литературное чтение как учебный предмет в начальной школе имеет большое значение в решении задач не только обучения, но и воспитания. На этих уроках учащиеся знакомятся с художественными произведениями, нравственный потенциал которых очень высок. Таким образом, в процессе полноценного восприятия художественного произведения форми­руется духовно-нравственное воспитание и развитие учащихся начальных классов.

Литературное чтение как вид искусства знакомит учащихся с нравственно-эстетическими ценностями своего народа и человечества и способствует формированию личностных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям.

 На уроках литературного чтения продолжается развитие техники чтения, совершенствование качества чтения, особенно осмысленности. Читая и анализируя произведения, ребёнок задумывается над вечными ценностями(базовыми ценностями):добром, справедливостью правдой и т.д. Огромную роль при этом играет эмоциональное восприятие произведения, которое формирует эмоциональную грамотность. Система духовно-нравственного воспитания и развития, реализуемая в рамках урока литературного чтения, формирует личностные качества человека, характеризующие его отношение к другим людям, к Родине.

 

Ценность жизни – признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в отношении к другим людям и к природе.

Ценность добра – направленность на развитие и сохранение жизни через сострадание и милосердие как проявление любви.

Ценность свободы, чести и достоинства как основа современных принципов и правил межличностных отношений.

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.

Ценность красоты и гармонии – основа эстетического воспитания через приобщение ребёнка к литературе как виду искусства. Это ценность стремления к гармонии, к идеалу.

Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений. Приоритетность знания, установления истины, само познание как ценность – одна из задач образования, в том числе литературного.

Ценность семьи. Семья – первая и самая значимая для развития социальная и образовательная среда. Содержание литературного образования способствует формированию эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, чувства любви, благодарности, взаимной ответственности.

Ценность труда и творчества. Труд – естественное условие человеческой жизни, состояние нормального человеческого существования. Особую роль в развитии трудолюбия ребёнка играет его учебная деятельность. В процессе её организации средствами учебного предмета у ребёнка развиваются организованность, целеустремлённость, ответственность, самостоятельность, формируется ценностное отношение к труду в целом и к литературному труду в частности.

Ценность гражданственности – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своей страны. Привитие через содержание предмета интереса к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.

Ценность патриотизма. Любовь к России, активный интерес к её прошлому и настоящему, готовность служить ей.

Ценность человечества. Осознание ребёнком себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур.

 

 

 

  2 класс (136 ч)

№ п/п

Наименование раздела

                    Содержание программы

1

В гостях у Ученого кота (16 часов)

Народные и ав­торские сказки.

Произведения выдающихся представителей русской литера­туры. Ритм сти­хотворения.

Народные и ав­торские сказки. Особенности волшебной сказ­ки: наличие двух миров (земного и волшебного; присутствие волшебных ве­щей и волшебно­го помощника). Особенности волшебного по­мощника и пред­ставление вол­шебного мира в сказке А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»

Деление текста на части. Сходст­во авторской сказки и народ­ной сказки-цепочки

Сравнительный анализ народных сказок и зару­бежных сказок о животных

Сравнительный анализ русских народных сказок «Лисичка-сестричка», «Кот и лиса». Сравнительный

анализ героев сказок о животных русских народных

и зарубежных авторских. Главный герой произведения

Признаки волшебной сказки. Герои произведения, их переживания. Умение ставить вопросы по прочитанно­му, отвечать на них. Сходство и отличие русских и китайских волшебных народных сказок. Роль волшебных предметов в вол­шебной сказке.

Связь поэтиче­ских текстов с народным твор­чеством

Ритм стихотво­рения. Иллюст­рация в книге и ее роль в пони­мании произве­дения.

Произведения устного народно­го творчества. Различение жан­ров произведений

 

2

В гостях у Незнайки (11 часов)

Оценочные вы­сказывания о прочитанном произведении. Герой произведения. Восприятие и понимание эмоционально-нравственных переживаний героя.

Произведения зарубежной литературы. Современные

юмористические произведения для детей. Современные авторские сказки для детей. Разли­чение жанров произведений. Сходство и раз­личие авторский и народной сказки. Герой произведения. Чтение вслух доступного теста целыми словами. Осмысление цели чтения.

 

3

В гостях у Барсука (21 час)

Произведения зарубежной ли­тературы. Выска­зывание оценоч­ных суждений. Герои произве­дения. Воспри­ятие и понимание их переживаний. Иллюстрация в книге и ее роль в понимании произведения. Произведения зарубежной литературы. Разли­чение жанров произведений. Срав­нение героев японских сказок «Барсук - люби­тель стихов» и «Луна на ветке». Участие в диало­ге при обсужде­нии прослушан­ного произведе­ния. Вы­сказывание оце­ночных сужде­ний. Пересказ текста, деление текста на части. Герои произве­дения. Воспри­ятие и понимание их переживаний. Понимание со­держания литера­турного произве­дения: тема, главная мысль, события, их по­следовательность. Создание усло­вий для сравне­ния характеров героев

Герои произве­дения. Воспри­ятие и понимание их переживаний. Чтение вслух доступного теста целыми словами.

 

4

В гостях у Ёжика и Медвежонка (11 часов)

Связь названия с темой текста, мысль текста. Различие позиций автора и героев стихотворения. Позиции автора и героев стихотво­рения. Герои произведения. Воспри­ятие и понимание их переживаний.

Тема и главная мысль произведения

Произведения выдающихся представителей русской литературы. Герои про­изведения. Жанры произведений. События, составляющие основу произве­дения. Иллюстрация в книге и ее роль в понимании про­изведения

Чтение вслух доступного теста целыми словами. Осмысление цели чтения. Связь произве­дений литера­туры с произ­ведениями жи­вописи.

 

5

Точка зрения (36 часов)

Герои произве­дения. Иллюст­рация в книге и ее роль в пони­мании произве­дения. Герои произве­дения. Воспри­ятие и понимание их переживаний. Связь названия

с темой текста, мысль текста. Понимание содержания литера­турного произве­дения: тема, главная мысль, события, их по­следовательность. Тема, идея произведения. Участие в диалоге о прочитанном произведении.

Сходство двух текстов не на уровне сюжета, а на уровне глав­ной мысли про­изведения. Мотивы пове­дения героев произведения. Прием увели­чения.

Связь произве­дений литера­туры с произ­ведениями жи­вописи. Срав­нительный ана­лиз литературно­го и художест­венного произве­дений, которые имеют одинако­вое название.

Произведения выдающихся представителей русской литера­туры.

Герой произведения. Эмоцио­нально-нравственные переживания ге­роев и автора произведения. Передача при помощи интонации своего отношения к персонажам. Связь названия с темой текста, мысль текста. Герои произве­дения. Воспри­ятие и понимание их переживаний

Чтение вслух доступного теста целыми словами. Осмысление цели чтения.

 

6

Детские журналы (7 часов)

Основные темы детского чтения: родина, природа, труд, добро и зло, взаимоотноше­ния людей, при­ключения в детских журналах. Построение небольшого моно­логического вы­сказывания. Раз­личение жанров. Чтение вслух доступного теста целыми словами. Осмысление цели чтения. Вырази­тельное чтение, ответы на вопросы.

 

7

Природа для поэта - любимая и живая (17 часов)

Иллюстрация в книге и ее роль в понимании про­изведения.

Связь названия с темой текста, мысль текста.

Понимание со­держания литера­турного произве­дения: тема, главная мысль, события, их по­следовательность.

Участие в диало­ге о прочитанном. Связь названия с темой текста, мысль текста. Произведения выдающихся представителей русской литера­туры. Чтение

вслух, пересказ, беседа. Связь названия с темой текста, мысль текста. Понимание содержания литера­турного произве­дения: тема, главная мысль, события, их по­следовательность.

Произведения выдающихся представителей русской литературы.

Произведения зарубежной ли­тературы. Участие в диалоге о прочитанном.

Чтение вслух доступного теста целыми словами. Осмысление цели чтения.

Вырази­тельное чтение, ответы на вопросы.

 

8

Почему нам бывает смешно (17 часов)

Современные юмористические произведения для детей. Связь названия с темой текста, мысль текста

Приемы смешного в лите­ратурных произ­ведениях. Разви­тие сюжета про­изведения. Выра­зительное чтение.

 Литературная сказка. Понимание содержания литературного произведения: тема, главная мысль, события,

их последовательность. Приемы смешного в литературных произ­ведениях. Связь названия с темой текста,

мысль текста. Чтение вслух доступного теста целыми словами. Осмысление цели чтения. Участие в диало­ге о прочитанном.

Вырази­тельное чтение, ответы на вопросы.

 

 

 

 

               Планируемые результаты освоения учебного предмета

Планируемые результаты освоения учебной программы по курсу «Литературное чтение» к концу 2-го года обучения

Раздел «Виды речевой и читательской деятельности»: аудирова­ние, чтение вслух и про себя, работа с разными видами текста, библиографическая культура, работа с текстом художественного произведения, культура речевого общения.

Обучающиеся научатся:

• читать целыми словами вслух, постепенно увеличивая скорость чтения в соответствии с индивидуальными воз­можностями;

• читать про себя в процессе первичного ознакомительного чтения, выборочного чтения и повторного изучающего чте­ния по уже выделенным ключевым словам;

• строить короткое монологическое высказывание: краткий и развернутый ответ на вопрос учителя;

• слушать собеседника (учителя и одноклассников): не повто­рять уже прозвучавший ответ, дополнять чужой ответ новым содержанием;

• называть имена 2—3 классиков русской и зарубежной лите­ратуры,

• называть имена 2—3 современных писателей (поэтов); пере­числять названия произведений и коротко пересказывать их содержание;

• перечислять названия произведений любимого автора и ко­ротко пересказывать их содержание;

• определять тему и выделять главную мысль произведения (с помощью учителя);

• оценивать и характеризовать героев произведения (их име­на, портреты, речь) и их поступки;

• анализировать смысл названия произведения;

• пользоваться Толковым словарем для выяснения значений слов.

Обучающиеся в процессе самостоятельной, парной, групповой и коллективной работы получат возможность научиться:

• развивать навыки аудирования на основе целенаправленного восприятия текста, который читает учитель;

• писать письма и отвечать на полученные письма в процессе предметной переписки с научным клубом младшего школьни­ка «Ключ и заря»;

• устно выражать свое отношение к содержанию прочитанного (устное высказывание по поводу героев и обсуждаемых про­блем);

• читать наизусть 6—8 стихотворений разных авторов (по вы­бору);

• пересказывать текст небольшого объема;

• использовать при выборе книг и детских периодических журналов в школьной библиотеке содержательность об­ложки, а также страницу «Содержание» или «Оглавление»;

• привлекать к работе на уроках тексты хрестоматии, а также книг из домашней и школьной библиотек;

• задавать вопросы по тексту произведения и отвечать на вопро­сы, используя выдержки из текста в качестве аргументов.

Раздел «Литературоведческая пропедевтика»: узнавание осо­бенностей стихотворного произведения (ритм, рифма и т. д.), раз­личение жанровых особенностей (народной и авторской сказки и др.), узнавание литературных приемов (сравнение, олицетворе­ние, контраст и др.).

Обучающиеся научатся:

• различать сказку о животных и волшебную сказку;

• определять особенности волшебной сказки;

• различать сказку и рассказ;

• уметь находить в произведении изобразительно-выразительные средства литературного языка (сравнение, олицетворение, гиперболу (называем «преувеличением»), звукопись, контраст, повтор).

Обучающиеся получат возможность научиться:

• обнаруживать в авторской детской поэзии жанровые особен­ности фольклора: сюжетно-композиционные особенности кумулятивной сказки (сказки-цепочки), считалки, скорого­ворки, заклички, колыбельной песенки;

• обнаруживать подвижность границ между жанрами литерату­ры и фольклора (рассказ может включать элементы сказки, волшебная сказка — элементы сказки о животных и т. д.);

• понимать, в чем особенность поэтического восприятия мира (восприятия, помогающего обнаружить красоту и смысл окру­жающего мира: мира природы и человеческих отношений);

• обнаруживать, что поэтическое мировосприятие может быть выражено не только в стихотворных текстах, но и в прозе.

Раздел «Элементы творческой деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценировка, драматизация, устное словесное рисова­ние, работа с репродукциями, создание собственных текстов.

Обучающиеся научатся:

• понимать содержание прочитанного; осознанно выбирать интонацию, темп чтения и необходимые паузы в соответ­ствии с особенностями текста;

• читать художественное произведение по ролям и по цепочке, опираясь на цветовое маркирование;

• эмоционально и адекватно воспринимать на слух художе­ственные произведения, определенные программой.

Обучающиеся в процессе самостоятельной, парной, групповой и коллективной работы получат возможность научиться:

• читать выразительно поэтические и прозаические произве­дения на основе восприятия и передачи художественных особенностей текста, выражения собственного отношения к тексту и в соответствии с выработанными критериями вы­разительного чтения;

• рассматривать иллюстрации в учебнике и репродукции жи­вописных произведений в разделе «Музейный Дом» и срав­нивать их с художественными текстами с точки зрения вы­раженных в них мыслей, чувств и переживаний;

• устно делиться своими личными впечатлениями и наблюде­ниями, возникшими в ходе обсуждения литературных тек­стов и живописных произведений.

Планируемые результаты формирования УУД к концу 2-го года обучения

В области познавательных общих учебных действий обучающие­ся научатся:

• свободно ориентироваться в корпусе учебных словарей и бы­стро находить нужную словарную статью;

• ориентироваться в учебной книге: читать язык условных обо­значений; находить нужный текст по страницам «Содержа­ние» и «Оглавление»; быстро находить выделенный фрагмент текста, выделенные строчки и слова на странице и развороте; находить в специально выделенных разделах нужную инфор­мацию;

• работать с несколькими источниками информации (учебной книгой, тетрадью для самостоятельной работы и хрестомати­ей; учебной книгой и учебными словарями; текстом и иллю­страцией к тексту).

В области коммуникативных учебных действий обучающиеся научатся:

а) в рамках коммуникации как сотрудничества:

• работать с соседом по парте: распределять работу между со­бой и соседом, выполнять свою часть работы, осуществлять взаимопроверку выполненной работы;

• выполнять работу по цепочке;

б) в рамках коммуникации как взаимодействия:

• видеть разницу между двумя заявленными точками зрения, двумя позициями и мотивированно присоединяться к одной из них;

• находить в тексте подтверждение высказанным героями точ­кам зрения.

В области регулятивных учебных действий обучающиеся научатся:

адекватно воспринимать предложения и оценку учите­лей, товарищей, родителей и других людей;

различать способ и результат действия;

принимать  алгоритм  выполнения учебной задачи;

участвовать в  обсуждении плана выполнения заданий;

ориентироваться в принятой системе учебных знаков;

выполнять учебные действия в устной речи и оценивать их;

оценивать результаты работы, организовывать самопроверку;

менять   позиции  слушателя, читателя, зрителя в зависимости от учебной задачи.

 

в области контроля и самоконтроля учебных действий обучаю­щиеся получат возможность научиться:

• подтверждать строчками из текста прозвучавшую точку зрения;

• понимать, что разные точки зрения имеют разные основания.

 

Формы реализации программы:

 

-фронтальная;

-парная;

-групповая;

-индивидуальная

 

Методы реализации программы:

 

-практический;

-объяснительно-иллюстративный;

-частично- поисковый;

-наблюдение;

-информативный

Категория: Мои файлы | Добавил: nata-ryabtseva
Просмотров: 365 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Вход на сайт
Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?
#banner-bottom > div > div.owl-carousel.owl-loaded.owl-drag > div.owl-stage-outer > div > div:nth-child(5) > div > a > img