Понедельник, 29.04.2024, 05:16
Приветствую Вас Гость | RSS

МБОУ "Саломатовская ООШ"

Меню сайта
Категории раздела
Мои файлы [148]
Нормативные документы [14]
Школьная документация
data [0]
Сканированные документы
Ежедневное меню [1]
Меню питания
Мои видео [0]
Видео файлы
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог файлов


2кл.-русский
31.01.2015, 03:54

Пояснительная записка

 

Рабочая программа по учебному курсу «Русский язык» для 2  класса разработана на основе:

- примерной программы по русскому языку федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 373 от 6 октября 2009 года «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования»);

- планируемых  результатов освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования

- программы  формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования

Согласно федеральному базисному плану и учебного плана МБОУ «Саломатовская ООШ» для обязательного  изучения русского языка во 2 классе отводится 170 часов-5 часов в неделю из них-словарных работ-4,контрольных списываний-2, контрольных работ-8.

 

Программу обеспечивают:

·         Программы по учебным предметам 1 – 4 классы (Перспективная начальная школа) в 2х частях. М. Академкнига / учебник 2011 г

·         Чуракова Н.А. Русский язык. 2 класс. Учебник, — М.: Академкнига/Учебник, 2012

·         Гольфман Е.Р. Тетрадь для самостоятельной работы. 2 класс. — М.: Академкнига/Учебник, 2012

·         Чуракова Н.А., Гольфман Е.Р. Русский язык. 2 класс: Методическое пособие. — М.: Академкнига/Учебник, 2010.

·         А.А. Коржукова Поурочные разработки по русскому языку  к УМК Н.А. Чураковой 2 класс.- М. «Вако» 2012 г.

 

За основу рабочей программы по предмету «Русский язык» взят 2 вариант Примерного тематического планирования примерной программы по русскому языку и авторской программы курса (УМК «Перспективная начальная школа»). При составлении рабочей программы произведена корректировка примерной авторской программы в плане изменения числа тем, последовательности их изложения и перераспределения часов. Данные изменения вызваны выбором УМК «Перспективная начальная школа» и учебника «Русский язык» авторы М.Л.Каленчук, Н.А.Чуракова,

 

Общая характеристика учебного предмета

 

В начальной школе изучение русского языка имеет особое значение в развитии младшего школьника. Приобретенные им знания, первоначальное овладение русским языком станут фундаментом обучения в основном звене школы, а также необходимыми для применения в жизни.

Изучение курса русского языка в начальной школе направлено на достижение познавательной и социокультурной целей:

·         познавательная цельпредполагаетознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;

·          социокультурная цель изучения русского языка включает формирование коммуникативной компетенции учащихся - развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.

Для достижения поставленных целей изучения русского языка в начальной школе необходимо решение следующих практических задач:

·         развитиеречи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;

·         освоениепервоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;

·         овладениеумениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты-описания и тексты-повествования небольшого объема;

·         воспитаниепозитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.

 

Ценностные ориентиры содержания курса «Русский язык»

·         Ведущее место предмета «Русский язык» в системе общего образования обусловлено тем, что русский язык является государственным языком Российской Федерации, родным языком русского народа, средством межнационального общения. Изучение русского языка способствует формированию у учащихся представлений о языке как основном средстве человеческого общения, явлении национальной культуры и основе национального самосознания.

В процессе изучения русского языка у учащихся начальной школы формируется позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому языку, стремление к его грамотному использованию, понимание того, что правильная устная и письменная речь являются показателем общей культуры человека. На уроках русского языка ученики получают начальное представление о нормах русского литературного языка и правилах речевого этикета, учатся ориентироваться в целях, задачах, условиях общения, выборе адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативной задачи.

Русский язык является для учащихся основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности. Успехи в изучении русского языка во многом определяют результаты обучения по другим школьным предметам.

Учет психологической характеристики современного школьника потребовал пересмотра некоторых важных теоретических позиций:

·         обязательный учет реальных норм произношения на территории огромной страны касается разных сторон преподавания языка – и практической и теоретической;

·         учет статистики самых частотных ошибок произношения, связанных,

o    во-первых, с неправильным ударением,

o    а во-вторых, с искажением произношения отдельных звуков;

Это требует организации специальной работы, связанной с неоднократным возвращением к одним и тем же лексическим единицам, упо­требляемым в разном контексте для реального освоения норм правильного произношения и введения в обиход (и включения в корпус УМК) орфоэпического словаря, к которому школьник постоянно отсылается для решения конкретной орфо­эпической задачи.

·         учет того, что практически каждый ребенок, приходя­щий в начальную школу, — это ребенок со своим набором логопедических проблем, потребовал разработки специаль­ной системы упражнений, цель которой — усиленное формиро­вание фонематического слуха на протяжении первых двух лет обучения.

·         учет неврологического образа современного ребенка вызывает к жизни работу в нескольких направлениях:

o    изучение всего материала строится на реальных коротких стихотворных, часто шуточных текстах;

o    система заданий представляет собой пошаговое продвиже­ние в рассмотрении языковой проблемы, а сама проблема склады­вается как система конкретных наблюдений;

o    неспособность младшего школьника долго удерживать внимание на чем-то одном требует многократного возвращения к уже завоеванным позициям на протяжении всего периода обучения.

Для создания условий выживания в мире информации, поток которой постоянно возрастает, в УМК продумана сис­тема работы, побуждающая школьника постоянно самому добывать информацию и оперировать ею.

Учебно-методический комплект по русскому языку отвечает также тем общим требованиям, которые «Перспективная на­чальная школа» предъявляет к своим учебникам:

·         структурная организация содержания (внешняя ин­трига, участниками которой являются сквозные для всего ком­плекта «Перспективная начальная школа» герои, оформляет предметное содержание);

·         методика разворачивания предмет­ного материала (вокруг конкретной проблемы языка или речи, имеющей практический смысл или представляющей научный интерес);

·         организационные формы работы на уроке (методичес­кий аппарат максимально размещен в самом учебнике, что вклю­чает и организационные формы, нацеливающие школьников рас­пределять работу с соседом по парте, меняться ролями, прове­рять работу друг друга, выполнять работу в малой группе и т. д.).

·         требования инструментальности и интерактивности. Комплект ориентирован на максимально возможное обеспечение само­стоятельной работы на уроке. Интерактивность обеспечивается тем, что учебники начинают, а научные сотрудники «Академкнига/Учебник» поддерживают со­держательную переписку с учащимися (один раз в конце 1-го клас­са, по 4 раза — в каникулы — начиная со 2-го класса).

Решение проблем развития речи опирается на разведение представлений о языке и о речи: язык как система позволяет од­но и то же сообщение выразить массой способов, а речь ситуа­тивна — это реализация языка в конкретной ситуации. В связи с этим программой предусматриваются две линии работы: первая поможет школьникам усвоить важнейшие коммуникативные фор­мулы устной речи, регулирующие общение детей и взрослых, детей между собой; вторая линия позволит освоить основные «жанры» письменной речи, доступные возрасту: от поздрави­тельной открытки и.телеграммы до аннотации и короткой ре­цензии на литературное произведение.

Теоретическими и методическими источниками программы по «Русскому языку» являются идеи, изложенные в научных и научно-методических работах:

·         М.В. Панова (Фонемный принцип русской орфографии, характеристика современного русского произношения);

·         П.С. Жедек (Теория и практика обучения морфо­логии, методика изучения морфемного состава слова);

·         П.С. Же­дек, М.И. Тимченко (Списывание в обучении правописанию);

·         Е.С. Скобликовой (Синтаксис простого предложения);

·         В.В. Репкина (Принципы развивающего обучения русскому языку);

·         Л.В. Занкова (Принципы развивающего обучения, методика организации деятельности наблюдения);

·         М.С. Соловейчик (Требования к современному уроку русского  языка)

·         Н.И. Жинкина (Развитие речи младших школьников)

УМК по русскому языку системы «Перспективная начальная школа» изучается после комплекта обучения грамоте, разработанного Н.Г. Агарковой.

                                                    Учебно-тематический план.

Содержание

Количество часов

1

Фонетика и орфография

 

2

Лексика

 

3

Морфемика и словообразование

 

4

Морфология

 

5

Синтаксис

 

6

Лексикография.

 

7

Развитие речи с элементами культуры речи

 

 

Планируемые результаты освоения учебной программы по предмету «Русский язык » к концу 2-го года обучения

 

Содержательная линия  «Система языка»

Раздел «Фонетика и графика»

Обучающиеся научатся:

- определять в слове количество слогов, находить ударные и безударные слоги;

- соотносить количество и порядок расположения букв и звуков, давать характеристик отдельных согласных звуков.

  Раздел «Орфоэпия»

Обучающиеся получат возможность научиться:

- правильно употреблять приставки на- и о- в словах надеть, надевать, одеть , одевать

- правильно произносить орфоэпически трудные слова из орфоэпического минимума, отобранного для изучения в этом классе( что, чтобы).

Раздел «Состав слова» (морфемика).

 Обучающиеся научатся:

-различать изменяемые и неизменяемые слова:

- различать родственные (однокоренные) слова и формы слова;

- находить значимые части слова (корень, приставка, суффикс, окончание);

- выделять в слове окончания (дифференцируя материально выраженное и нулевое окончание) и основу ; противопоставлять слова, имеющие окончания, словам без окончаний;

- выделять в слове корень, подбирая однокоренные слова;

- сравнивать слова, связанные отношениями производности, объяснять, какое из них от какого образовано, указывая способ словообразования (с помощью приставки, с помощью суффикса, сложением основ с соединительным гласным);

- мотивированно выполнять разбор слова по составу на основе словообразовательного анализа (вычленять окончание и основу, в составе основы находить корень, приставку и суффикс);

-обнаруживать регулярные исторические чередования (чередования, видимые на письме);

- разграничивать разные слова и разные формы одного слова;

 

Раздел «Лексика»

Обучающиеся научатся:

-выявлять слова, значение которых требует уточнения;

- определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря.

Раздел  «Морфология»

Обучающиеся научатся:

-определять начальную форму слов – названий предметов, слов – названий признаков и слов – названий действий;

- изменять слова – названия предметов по числам и команде вопросов, определять их род;

- изменять слова – названия признаков  по числам, команде вопросов и родам;

            Раздел  «Синтаксис»

Обучающиеся научатся:

- различать предложение, словосочетание, слово;

- находить в составе предложения все  словосочетания; в словосочетании находить главное слово и зависимое и ставить от первого ко второму вопрос;

- определять тип предложения  по  цели  высказывания и эмоциональной окраске;

-  находить в предложении основу (главные члены) и неглавные члены предложения;

- задавать вопросы к разным членам предложения.

Содержательная линия «Орфография и пунктуация»

 Обучающиеся научатся:

- проверять сомнительные написания ( безударные гласные в корне, парные по глхости – звонкости согласные, непроизносимые согласные ); жи- ши, ча – ща, чу – щу в разных частях слова;

- выбирать букву и или ы в позиции послец в разных частях слова;

- писать словарные слова в соответствии с заложенным в программе минимумом;

- определять (уточнять) написание слова по орографическому словарю учебника (Словарь «Пиши правильно»);

Содержательная линия «Развитие речи»

Обучающиеся научатся:

 

-определять тему и основную мысль текста составлять план текста и использовать его при и устном и письменном изложении;

- членить текст на абзацы, оформлять это членение на письме;

-грамотно написать и оформить письмо элементарного содержания;

- владеть нормами речевого  этикета в типизированных речевых ситуациях(встреча, прощание);

- соблюдать орфоэпические нормы речи;

- устному повседневному общению со сверстниками и взрослыми с соблюдением норм речевого этикета (встреча, прощание  и пр.);

-писать записки, письма, поздравительные открытки с соблюдением норм речевого этикета;

 

Словарь

Арбуз, берёза, билет, быстро, вдруг, весело, воробей, ворона, газета, город, группа, девочка, деревня, директор, до свидания, завод, заяц, здравствуйте, иней, капуста, класс, корова, лисица, лопата, магазин, машина, медведь, молоко, морковь, мороз, Москва, народ, одежда, посуда, работа, ребята, Родина, Россия, русский, сирень, скоро, собака, сорока, спасибо, столица, суббота. Тетрадь, товарищ, урожай, ученик, учитель, фамилия, хорошо, ягода, язык(55 слов).

 

Ожидаемые результаты формирования УУД к концу 2 – го года обучения

В области познавательных общих учебных действий обучающиеся научатся, получат возможность научиться:

-Инструментально освоить алфавит для свободной ориентации в корпусе учебных словарей; быстрого поиска нужной группы слов или словарной статьи;

- ориентироваться в учебной книге: читать язык условных обозначений ; находить нужный текст упражнения, нужные правила или таблицу ; быстро находить выделенный фрагмент текста, выделенные строчки и слова на странице  и развороте;

- работать с несколькими источниками информации (с частями учебной книги и тетрадью для самостоятельной работы; учебной книгой и учебными словарями; текстом и иллюстрацией к тексту);

-работать со словарям: находить нужные словарные статьи  в словарях различных типов и читать словарную статью, извлекая нужную информацию.

В области коммуникативных учебных действийобучающиеся научатся, получат возможность научиться:

а) в рамках коммуникации как сотрудничества:

  - работать с соседом по парте: распределять работу между собой и соседом, выполнять свою часть работы, осуществлять   взаимопроверку выполненной работы;

- выполнять работу по цепочке;

б) в рамках коммуникации как взаимодействий:

- видеть разницу между двумя точками зрения, двумя позициями и мотивированно присоединяться к одной из них;

- использовать правила, таблицы, модели для подтверждения своей позиции  или высказанных героями точек зрения.

В области контроля и самоконтроля учебных действий обучающиеся научатся, получат возможность научиться:

- понимать, что можно апеллировать к правилу для подтверждения своего ответа или того решения , с которым он соглашается;

- научиться проверять выполненную работу, используя правила и словари, а также самостоятельно выполнять работу над ошибками.

 

 

Категория: Мои файлы | Добавил: nata-ryabtseva
Просмотров: 368 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Вход на сайт
Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?
#banner-bottom > div > div.owl-carousel.owl-loaded.owl-drag > div.owl-stage-outer > div > div:nth-child(5) > div > a > img