Понедельник, 29.04.2024, 03:32
Приветствую Вас Гость | RSS

МБОУ "Саломатовская ООШ"

Меню сайта
Категории раздела
Мои файлы [148]
Нормативные документы [14]
Школьная документация
data [0]
Сканированные документы
Ежедневное меню [1]
Меню питания
Мои видео [0]
Видео файлы
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог файлов


4 класс- информатика
31.01.2015, 04:53

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Рабочая программа разработана на основе авторской программы Н. А. Чураковой УМК Перспективная начальная школа».

1. Общая характеристика учебного предмета «Информатика и ИКТ»

 

Целью изучения информатики в начальной школе является формирование первоначальных "представлений об информации и ее свойствах, а также навыков работы с информацией как применением компьютеров, так и без них. Обучение информатике направлено на решение следующих задач:

  • учить школьника искать, отбирать, организовывать и использовать информацию для достижения стоящих перед ним целей;
  • формировать первоначальные навыки планирования целенаправленной деятельности человека, в том числе учебной деятельности;
  • дать первоначальные представления о компьютере и современных информационных технологиях и сформировать первичные навыки работы на компьютере;
  • дать представление об этических нормах работы с информацией, об информационной безопасности личности и государства.

В  4 классом рассматриваются различные способы организации информации:

  • дерево (4 класс).

Параллельно с постепенным накоплением понятийного аппарата учащиеся выполняют практические задания, связанные:

  • со сбором информации путем наблюдения, фиксацией собранной информации и органи­зацией ее различными способами;
  • поиском информации в учебниках, энциклопедиях, справочниках и отбором информации, необходимой для решения поставленной задачи;
  • обработкой информации по формальным правилам и эвристически.

Практические задания выполняются как с использованием компьютера, так и без него. Со­держательно эти задания связаны с различными предметами школьного курса и с жизненным опытом учащихся.

В 4 классе большое внимание уделяется заданиям по сбору информа ции путем непо­средственного наблюдения за природными объектами или явлениями и в процессе общения с окружающими людьми (опросы, интервью, беседы). Первостепенное значение уделяется сбору информации в семье, в классе, на пришкольном участке. Собранная информация фиксируется письменно и организуется в виде списков, таблиц, деревьев.

Обработка информации по формальным правилам рассматривается в основном в рамках раздела «Алгоритмы и исполнители». Выполняя алгоритмы, созданные для формальных испол­нителей, учащиеся приобретают умение использовать информацию, содержащуюся в плане. предложенном другими людьми. Составляя такие алгоритмы, школьники учатся четко формули­ровать цели и самостоятельно составлять план достижения цели на основе информации о на­чальном и конечном состоянии исполнителя.

Успех профессиональной деятельности современного человека в значительной степени ба­зируется на умении ставить цели, находить альтернативные пути достижения целей и выбирать среди них оптимальный. В этой связи ставится вторая задача курса информатики в начальной школе - формировать первоначальные навыки планирования целенаправленной деятельности человека, в том числе учебной деятельности. Знакомство с приемами планирования деятельности осуществляется в основном в рамках раздела «Алгоритмы и исполнители».

Составление и выполнение алгоритмов идет в двух направлениях:

  •  планирование деятельности человека;
  •  управление формальными исполнителями.

При составлении алгоритмов деятельности человека большое внимание уделяется плани­рованию и организации учебной деятельности школьника, что оказывает положительное влияние на формирование полезных общеучебных навыков.

Изучение различных формальных исполнителей решает двоякую задачу. Во-первых, ис­полнение алгоритмов, созданных для формальных исполнителей, способствует развитию психической функции принятия внешнего плана. Это имеет первостепенное значение для практическо­го овладения компьютером, так как использование компьютерных информационных технологий связано с формальным исполнением сложных последовательностей технологических действий при сохранении и открытии электронных документов, при запуске программ и т. д.). Поэтому важно, чтобы на первом этапе овладения компьютерными информационными технологиями школьник умел формально выполнять алгоритмы, предложенные учителем. Во-вторых, само­стоятельное составление таких алгоритмов стимулирует активное развитие алгоритмического мышления, что является основой изучения практически всех дисциплин школьного курса.

При наличии необходимого оборудования можно использовать компьютерные программы, которые позволяют с помощью системы команд исполнителя управлять исполнителем в интер­активном режиме. В этом случае параллельно с навыком составления алгоритмов формируются практические навыки работы с клавиатурой и мышью.

Освоение объектного подхода позволяет подойти в 4 классе к составлению алгоритмов  функционирования систем, состоящих из нескольких однотипных исполнителей. Учащиеся со­ставляют алгоритмы, изменяющие свойства объектов. В этом контексте объектный подход рас­сматривается как средство планирования деятельности систем, состоящих из многих исполните­лей. В 4 классе еще более усложняются алгоритмические конструкции. Здесь рассматриваются циклы с послесловием как средство планирования циклически повторяющихся действий. Обсуждаются циклические процессы в природе и в деятельности учеников. Использование цикличе­ских алгоритмов позволяет планировать деятельность по проведению естественно-научных экс­периментов. На этом же этапе рассматривается еще один способ планирования сложных дейст­вий - выделение основных и вспомогательных алгоритмов. При решении задачи выделения основного и вспомогательных алгоритмов используется метод последовательной детализации, с которым учащиеся уже познакомились в 3 классе.

Повсеместное использование компьютерных технологий в трудовой деятельности ставит перед школой задачу формирования практических навыков использования различных компью­терных технологий. В связи с этим перед курсом информатики в начальной школе ставится задача - дать первоначальные представления о компьютере и современных информационных технологиях, а также сформировать первичные навыки работы на компьютере. Эта задача реша­ется в разделе «Компьютер - универсальная машина для обработки информации». Весь материал разбит на два подраздела:

Фундаментальные знания о компьютере.

Практическая работа на компьютере.

Материал, вошедший в подраздел «Фундаментальные знания о компьютере», изучается как при наличии компьютера, так и при его отсутствии. Материал подраздела «Практическая работа на компьютере» изучается только при наличии необходимого компьютерного оборудования.

К фундаментальным знаниям о компьютере относится следующее:

  •  представление о компьютере как универсальной машине для обработки информации;
  •  название и назначение основных устройств компьютера;
  •  представление о двоичном кодировании информации;
  •  представление о программном управлении компьютером;
  •  представление о профессиях компьютера.

Формирование представления о программном управлении компьютером формируется у школьников постепенно уже во 2 и 3 классах. В 4 классе, базируясь на опыте работы с различ­ными программами, знания по которым школьники приобрели за время обучения информатике, обсуждается тема «Профессии компьютера». Обсуждаются программы обработки текстовой и графической информации, программы решения вычислительных задач и области их примене­ния в жизни. Если в школе отсутствует необходимое оборудование и ученики не имеют опыта работы на компьютере, обсуждение этой темы проводится с опорой на материал учебника и, если возможно, на экскурсии в те места, где используются компьютеры (сберкассы, железнодорожные кассы, магазины и т. д.).

Кроме того, в данный подраздел в программах 2, 3 и 4 классов включены гигиенические нормы работы на компьютере (с учетом важности изучения этого вопроса учениками, многие из которых могут иметь дело с компьютером вне школы).

Организация учебного процесса

Данный учебно-методический комплект предусматривает ин­форматики в 4 классе:

  1. без компьютера - все задания выполняются в учебнике или в тетради в клетку;

Безкомпьютерный вариант. Проводится один урок в неделю. Класс на подгруппы не де­лится. Выполнение первых трех заданий урока организовано традиционно. Последнее задание выполняется детьми самостоятельно как практическая работа. Так как почти все задания III чет­верти связаны с технологией обработки информации на компьютере, при бескомпьютерном пре­подавании во втором полугодии изучение начинается с теоретического материала на с. 34-35 и задания № 43 во второй части учебника. В IV четверти проводится итоговое обобщение мате­риала всего курса. Для этого используются дополнительные задания второй части учебника и рекомендации, данные в методическом пособии по совместному применению учебника инфор­матики и учебников по окружающему миру и математике.

На уроках ученику необходимо иметь: учебник, тет­радь в клетку, простой и цветные карандаши, ластик, синюю ручку.

 

 

2. Описание места учебного предмета в учебном плане

Согласно базисному плану образовательных учреждений РФ на изучение предмета «Физическая культура» в начальной школе выделяется 102 часа, 3 часа в неделю.

                               3.Содержание тем учебного курса.

 

Информационная картина мира (11 ч)

Виды информации

Текстовая, численная, графическая, звуковая информация.

Технические средства передачи, хранения и обработки информа­ции разного вида (телефон, радио, телевизор, компьютер, калькуля­тор, фотоаппарат).

Сбор информации разного вида, необходимой для решения зада­чи, путем наблюдения, измерений, интервьюирования. Достовер­ность полученной информации. Поиск и отбор нужной информации в учебниках, энциклопедиях, справочниках, каталогах, предложенных учителем.

Способы организации информации

Организация информации в виде дерева. Создание деревьев раз­ной структуры вручную или с помощью компьютера (дерево деления понятий, дерево каталогов).

Компьютер — универсальная машина для обработки информации (7 ч) Фундаментальные знания о компьютере

Профессии компьютера. Программы обработки текстовой, графи­ческой и численной информации и области их применения. Компью­теры и общество.

Система координат, связанная с монитором. Координаты объекта.

Гигиенические нормы работы на компьютере.

Практическая работа на компьютере (при наличии оборудования)1

Запуск программ из меню «Пуск».

Хранение информации на внешних носителях в виде файлов. Структура файлового дерева. Поиск пути к файлу в файловом дере­ве. Запись файлов в личный каталог.

Создание текстовых и графических документов и сохранение их в виде файлов. Инструменты рисования (окружность, прямоугольник, карандаш, кисть, заливка).

Алгоритмы и исполнители (8 ч)

Циклический алгоритм

Циклические процессы в природе и в деятельности человека.

Повторение действий в алгоритме. Циклический алгоритм с послеусловием. Использование переменных в теле цикла. Алгоритмы упорядочивания по возрастанию или убыванию численной характе­ристики объектов. Создание и исполнение циклических алгоритмов для формальных исполнителей. Планирование деятельности челове­ка с помощью циклических алгоритмов.

Практическая работа на компьютере осуществляется при изучении всех разделов курса. Время на нее учтено во всех разделах курса

Вспомогательный алгоритм

Основной и вспомогательный алгоритмы. Имя вспомогательного алгоритма. Обращение к вспомогательному алгоритму.

Объекты и их свойства (7 ч)

Изменение значения свойств объекта

Действия, выполняемые объектом или над объектом. Действие как атрибут объекта. Действия объектов одного класса.

Действия, изменяющие значения свойств объектов. Алгоритм, изменяющий свойства объекта, как динамическая информационная модель объекта. Разработка алгоритмов, изменяющих свойства объекта, для формальных исполнителей и человека.

Этические нормы при работе с информацией

 и информационная безопасность (1 ч)

Действия над файлами (создание, изменение, копирование, удаление). Права пользователя на изменение, удаление и копирование файла.

 

4.Планируемые результаты к уровню подготовки учащихся по курсу

«Информатика» к концу четвертого года обучения

 

Учащиеся должны знать/понимать:

  • виды информации (текстовая, графическая, численная);
  • название одной программы для обработки информации каждого вида;
  • что такое дерево и какова его структура;
  • что такое файл (при наличии оборудования);
  • права пользователя на изменение и копирование файла (при наличии оборудования);
  • что такое цикл в алгоритме;
  • что такое действие объекта.

 

Уметь:

  • приводить примеры информации разных видов и называть тех­нические средства для работы с информацией каждого вида;
  • находить пути в дереве от корня до указанной вершины;
  • создавать небольшой графический документ с помощью ком­пьютера и записывать его в виде файла в текущий каталог (при наличии оборудования);
  • создавать небольшой текстовый документ с помощью компьютера и записывать его в виде файла в текущий каталог (при наличии оборудования);
  • запускать программы из меню Пуск (при наличии оборудования);
  • записать файл в личную папку с незначительной помощью yчителя (при наличии оборудования);
  • приводить примеры использования компьютеров для решения различных задач;
  • использовать простые циклические алгоритмы для планирования деятельности человека;
  • исполнять простые алгоритмы, содержащие линейные, yсловные и циклические алгоритмические конструкции, для знакомых формальных исполнителей;
  • приводить примеры действий объектов указанного класса.

 

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • поиска в текстах, на рисунках, в списках, таблицах и деревьях информации, необходимой для решения поставленной задачи;
  • фиксации информации, собранной путем наблюдений, опросов, полученной из книг;
  • планирования бытовой и учебной деятельности;
  • безопасной работы за компьютером;
  • создания творческих работ (мини-сочинений, рисунков и т. д на компьютере).
Категория: Мои файлы | Добавил: nata-ryabtseva
Просмотров: 1169 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Вход на сайт
Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?
#banner-bottom > div > div.owl-carousel.owl-loaded.owl-drag > div.owl-stage-outer > div > div:nth-child(5) > div > a > img