Понедельник, 29.04.2024, 06:42
Приветствую Вас Гость | RSS

МБОУ "Саломатовская ООШ"

Меню сайта
Категории раздела
Мои файлы [148]
Нормативные документы [14]
Школьная документация
data [0]
Сканированные документы
Ежедневное меню [1]
Меню питания
Мои видео [0]
Видео файлы
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог файлов


4 класс- окружающий мир
31.01.2015, 04:52

1. Пояснительная записка

 

 

Рабочая программа        учебного  предмета     «Окружающий мир»     составлена  в соответствии с требованиями Федерального  государственного  общеобразовательного стандарта                     начального    общего    образования  с   учетом межпредметных               и внутрипредметных      связей,  логики    учебного     процесса,    задачи  формирования        у младшего  школьника  умения  учиться. Предмет  «Окружающий  мир»  -  это основы естественных и социальных наук.

 

Цель  курса  «Окружающий   мир»   –формирование   исходных представлений   о природных   и  социальных   объектах и  явлениях как  компонентов  единого мира; практико-ориентированных   знаний  о природе, человеке,  обществе;  метапредметных способов действий (личностных, познавательных, коммуникативных, регулятивных).

Основные задачи курса:

·   дальнейшее  общее развитие  личности  ребѐнка  на основе его жизненного опыта;

·   последовательное формирование        у   школьников общеучебных    умений, основанных на способности  ребѐнка наблюдать и анализировать, выделять существенные  признаки и на их основе проводить обобщение; специальных умений  –  работать   с  научно -  популярной,  справочной   литературой   и проводить  фенологические  наблюдения,  физические  опыты, пользоваться простейшими методами измерений;

·   изучение  школьниками взаимосвязей жизнедеятельности человека  и природы,     человека и  общества  (на  уровне     ознакомления),    знаний об объектах,  явлениях, закономерностях окружающего ребѐнка мира и методах его познания;

·   воспитание  у  школьников  бережного  отношения  к  объектам   природы  и результатам  труда людей, сознательному  отношению  к здоровому  образу жизни, формирование    элементарной    экологической     культуры,     навыков нравственного поведения в быту и обществе.

 

 

 

2. Общая   характеристика     учебного предмета

«Окружающий мир 4 класс»

 

Предмет «Окружающий мир» помогает ученику  в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру природы и культуры в их единстве, готовит поколение нравственно и духовно зрелых, активных, компетентных граждан, ориентированных  как на личное благополучие,  так и на созидательное обустройство  родной страны  и планеты  Земля. Значение  курса  «Окружающий  мир» состоит в том, что в ходе его изучения школьники овладевают  основами  практико- ориентированных   знаний о  человеке, природе   и  обществе, учатся осмысливать

 

причинно-следственные  связи в окружающем  мире,  в том числе на многообразном материале  природы       и   культуры       родного       края.   Курс     обладает   широкими возможностями для формирования у младших школьников фундамента экологической и культурологической  грамотности и соответствующих  компетентностей — умений проводить  наблюдения  в природе,  ставить опыты, соблюдать  правила поведения  в мире  природы  и людей, правила  здорового  образа  жизни.  Это позволит  учащимся освоить  основы                адекватного природо     -         и     культуросообразного   поведения               в окружающей  природной и социальной среде. Поэтому данный курс  играет наряду с другими предметами начальной  школы значительную  роль в развитии и воспитании личности.

 

Существенная особенность  курса     состоит  в   том,   что   в   нем   заложена содержательная     основа  для  широкой     реализации  межпредметных   связей   всех дисциплин начальной школы.

Предмет    «Окружающий     мир»   использует и   тем   самым  подкрепляет     умения, полученные  на    уроках     чтения,   русского      языка   и   математики, музыки  и изобразительного  искусства, технологии и физической культуры,  совместно  с ними приучая  детей к рационально-научному  и эмоционально-ценностному  постижению окружающего мира.

Знакомство  с  началами  естественных и социально-гуманитарных  наук в  их единстве и взаимосвязях  дает ученику ключ (метод) к осмыслению  личного опыта, позволяя   сделать       явления  окружающего          мира     понятными,  знакомыми  и предсказуемыми,      найти   свое                 место            в     ближайшем окружении, попытаться прогнозировать   направление  своих  личных интересов в  гармонии   с  интересами

природы и общества, тем самым обеспечивая в дальнейшем свое личное и социальное благополучие.   Курс   «Окружающий  мир»  представляет   детям широкую  панораму природных  и общественных   явлений  как компонентов  единого мира.  В  основной школе этот материал   будет изучаться дифференцированно  на  уроках  различных предметных областей: физики, химии, биологии, географии, обществознания, истории, литературы и других дисциплин. В рамках же данного предмета благодаря интеграции естественно-научных   и  социально-гуманитарных   знаний могут быть  успешно, в полном соответствии  с возрастными особенностями младшего школьника решены задачи экологического образования и воспитания, формирования системы позитивных национальных  ценностей,  идеалов  взаимного  уважения, патриотизма, опирающегося на этнокультурное многообразие и обще - культурное единство российского общества как важнейшее национальное достояние России. Таким образом, курс создает прочный фундамент  для изучения значительной   части предметов  основной школы и  для дальнейшего развития личности.

Курс «Окружающий мир» является интегрированным курсом для четырехлетней общеобразовательной      начальной  школы.  В    единый  курс     объединены  такие образовательные   области, как  «Естествознание» и  «Обществознание».   Основные учебно-воспитательные задачи курса:

- дальнейшее  общее развитие  личности  ребенка  на основе учета его  жизненного

опыта;

- последовательное  формирование у школьников общеучебных  умений, основанных

на способности ребенка наблюдать и анализировать, выделять существенные признаки

и на их основе проводить  обобщение;  специальных  умений  — работать  с научно-

 

популярной,    справочной    литературой     и  проводить     фенологические     наблюдения, физические опыты, пользоваться простейшими методами измерений;

-  изучение школьниками  взаимосвязей   жизнедеятельности   человека и  природы, человека и  общества (на  уровне   ознакомления),  знаний об  объектах, явлениях, закономерностях    окружающего   ребенка   мира  и  методах его  познания   с  целью дальнейшего изучения в основной школе естественно-научных  и обществоведческих дисциплин;

- воспитание у школьников бережного отношения к объектам природы и результатам труда людей, сознательного   отношения  к здоровому  образу  жизни,  формирование элементарной экологической  культуры,  навыков нравственного  поведения в быту и обществе.

Специфика  предмета  «Окружающий  мир» состоит в том, что он имеет ярко выраженный   интегрированный        характер,       соединяющий  в     равной       мере

природоведческие,   исторические,   обществоведческие    и  другие   знания, что  даѐт возможность  ознакомить  учащихся с  некоторыми  доступными  для их понимания положениями       естественных и   социально-гуманитарных       наук.  Интегрированный характер  самого курса, а также  реализация межпредметных  связей с литературным чтением, русским     языком,  математикой,    технологией в           УМК   «Перспективная начальная  школа»  обеспечивают  в  полной  мере  формирование  у детей целостной картины  мира, осознание  места человека  в этом мире,  определение  своего места в ближайшем окружении, в общении с людьми, обществом и природой.

Курс    начального  образования     по   окружающему  миру   ориентирован на ознакомление     обучающихся с   некоторыми     элементарными    способами  изучения природы  и общества  методами  наблюдения  и постановки  опытов, на выявление  и понимание причинно-следственных        связей  в    мире,    окружающем     ребѐнка,     с привлечением многообразного материала о природе и культуре родного края.

С внедрением стандартов  второго поколения важнейшей задачей образования в начальной школе становится формирование    универсальных     (метапредметных)     и предметных способов       действий,  обеспечивающих возможность  продолжения образования в основной школе. Предметное содержание и планируемые для усвоения детьми способы действий представлены в УМК во взаимосвязи и взаимозависимости через систему вопросов и заданий.

Проблемный    характер      изложения  учебных  текстов   в    учебнике  достигается

посредством:

ü  демонстрации не менее двух точек зрения при объяснении нового материала;

 

ü  выходом за пределы учебника в зону словарей, справочников и Интернет;

 

ü  системой наблюдений и исследований явлений окружающего мира;

 

 

ü  специальным местоположением вопросов-заданий,  нацеливающих учеников  на творческую  работу исследователей-открывателей  закономерностей и правил;

 

 

ü  иллюстративным     материалом (фотографии,    таблицы, карты, произведения живописи и др.)

 

 

Содержание  учебника, учитывая потребности  и  интересы современного  ребенка, предлагает ему:

 

ü  на    выбор      источники  дополнительной информации     (хрестоматию      по окружающему   миру, книги и  журналы   в  библиотеке,  сайты в  Интернете, справочники и словари из учебников по другим предметам, дополнительный материал в разделе «Готовимся к школьной олимпиаде)

 

 

ü  участие в  работе  научного клуба младшего  школьника  «Мы и окружающий мир»

 

 

ü  социальные игры на уроках (роль консультанта,  экспериментатора, докладчика и др.)

 

 

Учебные тексты построены с учѐтом возможности оценки учебных  достижений (как учеником, так и учителем). Это прежде всего:

 

ü  задания на самопроверку и взаимопроверку (работа в парах)

 

 

ü  задания повышенной сложности, олимпиадные задания, вступительные  задания и контрольные задания для членовнаучного  клуба младшего школьника

 

 

В 4-м классе полученные  ранее учащимися представления о многообразии объектов природы  и их изменчивости, о Земле как планете Солнечной системы  дополняются знаниями о природных зонах и природных сообществах  Земли. Им предстоит осознать место своего родного края, своей родины — России на планете Земля.

Программа        4-го    класса   предусматривает       также   начальное  знакомство школьников  с  устройством   организма  человека и  с  условиями  обеспечения   его физического здоровья.

 

 

3.Описание места учебного предмета в учебном плане

Согласно  базисному плану  образовательных     учреждений    РФ  на  изучение предмета «Окружающий мир» в начальной школе выделяется 270 ч., из них в 1 классе

66 ч (2 ч в неделю, 33 учебные недели), во 2, 3 и 4 классах по 68 ч  (2 ч в неделю, 34

учебные недели в каждом классе).

 

 

4.Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

 

 

 

Окружающий  мир как учебный предмет в начальной школе имеет большое значение в решении  задач не только обучения,  но и воспитания.  На этих уроках  учащиеся осваивают основы           адекватного природного   и  культуросообразного   поведения в окружающей        природной и     социальной                       среде.    Данный курс    наряду с   другими предметами начальной школы значительную  роль в духовно – нравственном развитии и       воспитании личности, формирует    вектор     культурно–ценностных    ориентаций младшего  школьника  в  соответствии  с  отечественными   традициями духовности и нравственности.

 

Ценность  жизни  –    признание  человеческой   жизни и  существования  живого в природе       в   целом   как   величайшей ценности,  как   основы   для   подлинного экологического сознания.

Ценность   природы   основывается на   общечеловеческой      ценности  жизни,  на

осознании себя частью природного мира - частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает  прежде всего бережное отношение  к ней как к среде обитания и выживания                      человека,  а   также   переживание     чувства   красоты,  гармонии,    еѐ совершенства, сохранение и приумножение еѐ богатства.

Ценность    человека    как   разумного      существа,   стремящегося к    добру      и самосовершенствованию,  важность и необходимость  соблюдения  здорового  образа жизни             в   единстве его   составляющих: физическом,     психическом и   социально- нравственном здоровье.

Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение  жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности - любви. Ценность   истины   –   это   ценность  научного  познания  как  части   культуры

человечества,  разума, понимания сущности бытия, мироздания.

Ценность семьи какпервой  и самой значимой  для развития ребѐнка  социальной  и

образовательной    среды,    обеспечивающей     преемственность      культурных     традиций

народов России    от   поколения    к  поколению и  тем  самым  жизнеспособность

российского общества.

Ценность  труда  и  творчества  как  естественного условия человеческой жизни,

состояния нормального человеческого существования.

Ценность свободы как свободы выбора  человеком  своих мыслей  и поступков,  но

свободы,  естественно  ограниченной нормами, правилами, законами общества,  членом

которого всегда по всей социальной сути является человек.

Ценность  социальной  солидарности  как  признание      прав     и  свобод  человека,

обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства  по отношению

к себе и к другим людям.

Ценность  гражданственности  –  осознание  человеком себя как члена общества,

народа, представителя страны и государства.

Ценность   патриотизма   -одно   из   проявлений        духовной  зрелости     человека, выражающееся  в  любви к России,     народу, малой  родине,  в  осознанном  желании служить Отечеству.

Ценность человечества -осознание человеком себя как части мирового сообщества, для существования  и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество  народов и уважение к многообразию их культур.

 

 

5.Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного курса «Окружающий мир»

 

Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 34 классе является формирование следующих умений:

-   Самостоятельно определять и высказывать  самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих  нравственных ценностей).

-   В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

 

Регулятивные УУД:

-   Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.

-   В диалоге с учителем вырабатывать  критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.

Познавательные УУД:

-   Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления;определять причины явлений, событий.

-   Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения    знаний.

-   Преобразовывать  информацию из одной формы в другую:  составлять простой план учебно-научного  текста.

-   Преобразовывать  информацию из одной формы в другую:  представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.

Коммуникативные УУД:

-   Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

-   Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план.

-   Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном  решении проблемы (задачи).

-   Учиться уважительно относиться к позиции другого,  пытаться договариваться.

-

Предметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 4 классе являются следующие умения

В результате изучения раздела «Человек и природа» обучающиеся научатся:

·   находить на карте природные зоны России, свой регион, главный город своего региона;

·   читать уловные обозначения карт (условные обозначения природных зон, знаки поверхностей и водоемов, полезных ископаемых);

·   использовать готовые модели (глобус Земли, модель Солнечной системы) и иллюстрации учебника для объяснения причин смены дня и ночи, смены времен года;

·   находить общие и отличительные признаки природных зон России (климат, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, положительное и отрицательное влияния деятельности человека на природу);

·   понимать необходимость соблюдения правил экологического поведения на природе (охрана поверхности Земли от уплотнения почвы и разрушения лесной подстилки, от загрязнения полиэтиленовыми пакетами, пластиковыми бутылками, осколками стекла);

·   описывать на основе предложенного или самостоятельно составленного плана природную зону своего края (региона), называть его заповедные места;

·   понимать необходимость посильного участия в охране природы родного края;

 

·   называть системы органов человека (костная и мышечная системы, нервная система, пищеварительная, дыхательная, система кровообращения, мочевая система);

·   характеризовать основные функции систем органов человека;

·   измерять температуру тела, вес и рост человека;

·   понимать необходимость использования знания о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья, для соблюдения правил гигиены систем органов, правил безопасного поведения на природе;

·   извлекать необходимую  информацию из учебника и его иллюстраций, дополнительных источников знаний (Интернет, детские энциклопедии) об органах чувств человека, готовить доклады и обсуждать полученные сведения;

·   характеризовать  правила первой помощи при несчастных случаях.

 

Обучающиеся получат возможность научиться:

·   осознавать ценность природы родного края и необходимость нести ответственность  за ее сохранение, соблюдать правила экологического поведения на природе (охрана поверхности земли от разрушений и загрязнения);

·   использовать знания о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья, для соблюдения правил гигиены систем органов, правил безопасного поведения на природе;

·   выбирать оптимальные формы поведения на основе изученных правил о безопасности.

В результате изучения раздела «Человек и общество» обучающиеся научатся:

·   рассказывать с использованием  подобранной дополнительной информации из интернета и иллюстративных  источников  о Государственной символике Российской Федерации (значимость государственной символики; основные изображения Государственного  герба России; последовательность расположения цветовых полос и цвета флага);

·   самостоятельно работать с текстом, иллюстрациями, словарем учебника в условиях коллективной работы;

·   обмениваться сведениями, полученными из источников массовой информации, о событиях страны, участником которых является глава государства – президент Российской Федерации;

·   готовить небольшие сообщения о Конституции – Основном Законе Российской Федерации (права и обязанности граждан по охране природы, права ребенка; права граждан РФ на бесплатное образование, на охрану здоровья);

·   находить на политико-административной карте России местоположение своего края;

·   работать с глобусом и картой: показывать территорию России, ее сухопутные и морские границы; столицы государств,  граничащих с Россией;

·   пересказывать своими словами тексты из учебника о событиях, связанных с историей Отечества;

·   называть, сопоставляя с изученным историческим событием, имена выдающихся людей разных эпох;

·   определять последовательность исторических событий на «ленте времени»;

 

·   находить на «ленте времени» такие исторические события, как крещение Руси, основание Москвы, основание Санкт-Петербурга;

·   рассказывать с использованием подобранных иллюстраций и видеокадров о памятниках истории столицы, сопоставляя их с историческим событием (памятник Минину и Пожарскому; Триумфальная арка, музей-панорама

«Бородинская битва»; памятник маршалу Г.К. Жукову, Вечный огонь на могиле

Неизвестного солдата у Кремлевской стены; памятник Юрию Гагарину –

первому космонавту нашей планеты, монумент «Спутник» на проспекте Мира,

монумент «Покорителям космоса», аллея Героев-космонавтов;  фонтан «Дружба

народов»);

·   обсуждать особенности изученных стран мира (название, расположение на карте, столица, главные достопримечательности);

·   рассказывать об особенностях труда людей родного края, о народных промыслах.

Обучающиеся получат возможность научиться:

·   составить представление о единстве духовно-нравственного смысла всех традиционных религий и различиях в обрядовой практике;

·   определять часовой пояс своего края;

·   находить дополнительную информацию о прошлом родного края в Интернете, в краеведческом музее, из бесед со взрослыми;

·   собирать материал и составлять  портфолио о родном крае (места исторических событий, памятники истории культуры родного края).

В результате изучения раздела «Правила безопасного поведения» обучающиеся научатся:

·   понимать необходимость соблюдения правил безопасного поведения во время летних каникул у водоема (предупреждение солнечного удара, ожога кожи, несчастных случаев в воде или вблизи воды у моря во время шторма, прилива; соприкосновение с животными в воде);

·   понимать необходимость соблюдения правил безопасного поведения во время прогулок в лес, в парк, на луг;

·   понимать необходимость соблюдать правила безопасного поведения во время приема пищи;

·   понимать необходимость сохранения своего физического и нравственного здоровья (курение, наркотики, громкая музыка, нежелание при необходимости носить очки и др.).

Обучающиеся получат возможность научиться:

·   соблюдать правила безопасного поведения во время летнего отдыха (предупреждение: солнечного удара, ожога кожи, несчастных  случаев в воде или вблизи воды во время шторма, прилива; соприкосновения с животными и т.д.);

·   соблюдать правила экологического поведения во время прогулок в лес, в парк, на луг;

·   соблюдать правила безопасного поведения во время приема пищи;

·   заботиться о здоровье и безопасности окружающих людей, сохранять свое физическое и нравственное здоровье.

 

6.Содержание учебного предмета «Окружающий мир» 4класс

 

 

Человек и природа (40ч)

Общее представление о вселенной, Солнечной системе, размерах Земли по сравнению с размером Солнца. Одно из теоретических  предположений ученых  о возникновении Солнца. Планеты Солнечной системы (название, расположение на орбитах по отношению к Солнцу). Вращение Земли вокруг своей оси как причина смены дня и ночи. Вращение Земли вокруг Солнца как причина смены времен года.

Природные зоны России: общее представление, расположение на карте природных зон России, основные природные зоны (ледяная зона, зона тундры, зона лесов, зона степей, зона пустынь, зона субтропиков). Горные области. Климат

природных зон, растительный и животный мир, особенности  труда и быта людей, влияние человека на природу. Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу.

Соблюдение экологических правил поведения во время прогулок в лес, в парк, на луг (охрана поверхности земли от уплотнения почвы и разрушения лесной

подстилки, от загрязнения поверхности земли полиэтиленовыми пакетами, пластиковыми бутылками, осколками стекла).

Родной край-часть великой России. Карта родного края. Полезные ископаемые. Поверхность и водоемы родного края. Растительный и животный мир края. Заповедные места. Посильное участие в охране природы родного края. Московское время, часовые пояса.

Общее представление о строении тела человека. Система органов: органы чувств,  опорно-двигательная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, нервная.

Роль органов чувств в жизнедеятельности организма. Гигиена систем органов.

Человек и общество (24ч)

Наша родина- Россия. Российская Федерация. Государственная  символика Российской Федерации: Государственный  герб России, Государственный  флаг России, Государственный  гимн России. Конституция- Основной закон Российской Федерации. Права ребенка. Президент Российской Федерации. Правительство и Парламент

страны. Депутат от субъекта Российской Федерации (республика, край, город

федерального значения- Москва, Санкт- Петербург, автономный округ, Еврейская

автономная область) в Парламенте страны как представитель интересов региона.

Россия- многонациональная страна. Народы, населяющие Россию. Русский язык-

государственный язык Российской Федерации. Родной край- часть великой России.

Родной город (село, поселок), регион (область, край, республика). Название.

Расположение края на политико- административной карте России. Карта родного края.

Особенности труда людей родного края (добыча полезных ископаемых,

растениеводство, животноводство). Народные промыслы.

Россия на карте. Границы России. Название государств, имеющих с Россией

сухопутные границы, столицы государств. Морские границы. Морская граница России

с Аляской (один из штатов США) и Японией.  Имена великих путешественников и

ученых,  первооткрывателей морей и земель на карте Азии (море Лаптева, мыс

Дежнева, пролив Беринга, город Хабаровск, мыс Челюскина).

Страны и народы мира. Япония, Соединенные  штаты Америки, Великобритания,

Франция. Расположение на политической карте, столицы государств, главные

достопримечательности.

 

Терроризм- международная опасность (США, г.Нью-Йорк, 11 сентября 2001г.; Россия, г.Беслан, 3 сентября 2004 г.).

История Отечества. Древние славяне. Древняя Русь. Киевская Русь. Картины труда и быта, традиции, верования. Значимые события в разные исторические времена. Путь из «варяг в греки» (IX-XI вв.). Крещение Руси (988г). первый на Руси свод законов «Русская правда» (памятник законодательства XI- XII вв.),основание города Ярославля (988-1010 гг.). объединение территорий древнерусского государства. Выдающиеся люди разных эпох: великий князь Владимир Святославович-  Красное Солнышко (960-1015 гг.), Ярослав Владимирович- Ярослав

Мудрый (около 980-1054 гг.), Владимир Мономах (1053-1125 гг.), князь Новгородский и Владимирский Александр Невский (1221-1263 гг.). московская Русь: основание Москвы (1147 г.), князь Юрий Долгорукий (1090-е -11257 гг.). Первые московские князья (период правления): Иван Калита (1325-1340 гг.), Дмитрий Донской (1359-1389

гг.).

Традиционные российские религии. Вера в единого бога и сохранение традиционной обрядовости. Древние времена-времена многобожия (вера а силу природы). Отличия народов друг от друга (исторические, культурные, духовные, языковые). Народы, верующие в единого бога: христиане (Бог-Богочеловек Иисус Христос), мусульмане (Аллах- духовная власть и сила), буддисты (Будда- духовная связь всех проявлений жизни).

Сохранение традиционной истории России. Исторические памятники столицы и исторические события, связанные с ними: памятник Минину и Пожарскому на Красной площади (4 ноября- День народного единства: борьба Российского государства с иноземными захватчиками в начале XVII в., подвиг ополченцев); Триумфальная арка, музей- панорама «бородинская битва» (память о войне 1812 г.); памятник маршалу Г.К. Жукову, Вечный огонь на могиле Неизвестного солдата у

Кремлевской стены, имена улиц, площадей, скверов, проспектов (9 мая- День Победы-

память страны о героях Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.); памятник

Юрию Гагарину- первому космонавту планеты Земля, монумент «Спутник» на

проспекте Мира, монумент «Покорителям космоса», аллея Героев –космонавтов (12

апреля- День космонавтики); фонтан «Дружба народов» (знаменитый символ Союза

Советских Социалистических Республик).

 

 

Правила безопасного поведения (4ч)

Соблюдения правил безопасного поведения во время летних каникул у водоема (предупреждение солнечного удара, ожога кожи, несчастных  случаев в воде или вблизи воды у моря во время шторма, прилива, соприкосновение  с морскими животными в воде).

Соблюдения правил безопасного поведения во время прогулок в лес, в парк, на

 

луг.

 

 

Соблюдения правил безопасного поведения во время приема пищи.

Забота о здоровье и безопасности окружающих людей, личная ответственность

 

за сохранение своего физического и нравственного здоровья (курение, употребление наркотиков, прослушивание громкой музыки, нежелание при необходимости носить очки)

 

 
Категория: Мои файлы | Добавил: nata-ryabtseva
Просмотров: 774 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Вход на сайт
Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?
#banner-bottom > div > div.owl-carousel.owl-loaded.owl-drag > div.owl-stage-outer > div > div:nth-child(5) > div > a > img