1.Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного стандарта основного общего образования по информатике и ИКТ (приказ Минобразования России от 05.03.04 № 1089), авторской программы Угриновича Н.Д. с учетом примерной программы основного общего образования по курсу «Информатика и ИКТ» (Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2-11 классы. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009).
Приоритетными объектами изучения в курсе информатики 8 класса выступают информационные процессы и информационные технологии. Теоретическая часть курса строится на основе раскрытия содержания информационной технологии решения задачи, через такие обобщающие понятия как: информационный процесс, информационная модель и информационные основы управления.
Практическая же часть курса направлена на освоение школьниками навыков использования средств информационных технологий, являющееся значимым не только для формирования функциональной грамотности, социализации школьников, последующей деятельности выпускников, но и для повышения эффективности освоения других учебных предметов.
Курс нацелен на формирование умений фиксировать информацию об окружающем мире; искать, анализировать, критически оценивать, отбирать информацию; организовывать информацию; передавать информацию; проектировать объекты и процессы, планировать свои действия; создавать, реализовывать и корректировать планы.
Количество часов по учебному плану
В год - 34
В неделю – 1 час
Компонент учебного плана (федеральный)
Образовательные результаты предмета «Информатика и ИКТ»
Образовательные результаты структурированы по ключевым задачам общего образования, отражающим индивидуальные, общественные и государственные потребности.
Образовательные результаты сформулированы в деятельностной форме, это служит основой разработки контрольных измерительных материалов основного общего образования по информатике.
Личностные образовательные результаты:
· готовность к самоидентификации в окружающем мире на основе критического анализа информации, отражающей различные точки зрения на смысл и ценности жизни;
· умение создавать и поддерживать индивидуальную информационную среду, обеспечивать защиту значимой информации и личную информационную безопасность, развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;
· приобретение опыта использования информационных ресурсов общества и электронных средств связи в учебной и практической деятельности;
· умение осуществлять совместную информационную деятельность, в частности при выполнении учебных проектов;
· повышение своего образовательного уровня и уровня готовности к продолжению обучения с использованием ИКТ.
Метапредметные образовательные результаты:
· планирование деятельности: определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата, составление плана и последовательности действий;
· прогнозирование результата деятельности и его характеристики;
· контроль в форме сличения результата действия с заданным эталоном;
· коррекция деятельности: внесение необходимых дополнений и корректив в план действий;
· умение выбирать источники информации, необходимые для решения задачи (средства массовой информации, электронные базы данных, информационно-телекоммуникационные системы, Интернет, словари, справочники, энциклопедии и др.);
· умение выбирать средства ИКТ для решения задач из разных сфер человеческой деятельности;
· представление знаково-символических материалов на естественном, формализованном и формальном языках, преобразование одной формы записи в другую.
Предметные образовательные резулътаты:
в сфере познавательной деятельности:
· освоение основных понятий и методов информатики;
· выделение основных информационных процессов в реальных ситуациях, нахождение сходства и различия протекания информационных процессов в биологических, технических и социальных системах;
· выбор языка представления информации в соответствии с поставленной целью, определение внешней и внутренней формы представления информации, отвечающей данной задаче диалоговой или автоматической обработки информации (таблицы, схемы, графы, диаграммы; массивы, списки, деревья и др.);
· преобразование информации из одной формы представления в другую без потери её смысла и полноты;
· оценка информации с позиций интерпретации её свойств человеком или автоматизированной системой (достоверность, объективность, полнота, актуальность и т. п.);
· развитие представлений об информационных моделях и важности их использования в современном информационном обществе;
· оценивание числовых параметров информационных процессов (объёма памяти, необходимого для хранения информации, скорости обработки и передачи информации и пр.);
· построение простейших функциональных схем основных устройств компьютера;
· определение основополагающих характеристик современного персонального коммуникатора, компьютера, суперкомпьютера; понимание функциональных схем их устройства;
· решение задач из разных сфер человеческой деятельности с применением средств информационных технологий;
в сфере ценностно-ориентационной деятельности:
· понимание роли информационных процессов как фундаментальной реальности окружающего мира и определяющего компонента современной информационной цивилизации;
· оценка информации, в том числе получаемой из средств массовой информации, свидетельств очевидцев, интервью; умение отличать корректную аргументацию от некорректной;
· использование ссылок и цитирование источников информации, анализ и сопоставление различных источников;
· проблемы, возникающие при развитии информационной цивилизации, и возможные пути их разрешения;
· приобретение опыта выявления информационных технологий, разработанных со скрытыми целями;
· следование нормам жизни и труда в условиях информационной цивилизации;
· авторское право и интеллектуальная собственность; юридические аспекты и проблемы использования ИКТ в быту, учебном процессе, трудовой деятельности;
в сфере коммуникативной деятельности:
· осознание основных психологических особенностей восприятия информации человеком;
· получение представления о возможностях получения и передачи информации с помощью электронных средств связи, о важнейших характеристиках каналов связи;
· овладение навыками использования основных средств телекоммуникаций, формирования запроса на поиск информации в Интернете с помощью программ навигации (браузеров) и поисковых программ, осуществления передачи информации по электронной почте и др.;
· соблюдение норм этикета, российских и международных законов при передаче информации по телекоммуникационным каналам;
в сфере трудовой деятельности:
· определение средств информационных технологий, реализующих основные информационные процессы;
· понимание принципов действия различных средств информатизации, их возможностей и технических и экономических ограничений;
· рациональное использование широко распространённых технических средств информационных технологий для решения общепользовательских задач и задач учебного процесса (персональный компьютер, сканер, графическая панель, принтер, цифровой проектор, диктофон, видеокамера, цифровые датчики и др.);
· знакомство с основными программными средствами персонального компьютера — инструментами деятельности (интерфейс, круг решаемых задач, система команд, система отказов);
· умение тестировать используемое оборудование и программные средства;
· использование диалоговой компьютерной программы управления файлами для определения свойств, создания, копирования, переименования, удаления файлов и каталогов;
· приближённое определение пропускной способности используемого канала связи путём прямых измерений и экспериментов;
· выбор средств информационных технологий для решения поставленной задачи;
· использование текстовых редакторов для создания и оформления текстовых документов (форматирование, сохранение, копирование фрагментов и пр.);
· решение задач вычислительного характера путём использования существующих программных средств (специализированные расчётные системы, электронные таблицы) или путём составления моделирующего алгоритма;
· создание и редактирование рисунков, чертежей, анимаций, фотографий, аудио- и видеозаписей, слайдов презентаций;
· использование инструментов презентационной графики при подготовке и проведении устных сообщений;
· использование инструментов визуализации для наглядного представления числовых данных и динамики их изменения;
· создание и наполнение собственных баз данных;
· приобретение опыта создания и преобразования информации различного вида, в том числе с помощью компьютера;
· знакомство с эстетически-значимыми компьютерными моделями и средствами их создания;
· приобретение опыта создания эстетически значимых объектов с помощью возможностей средств информационных технологий (графических, цветовых, звуковых, анимационных);
· понимание особенностей работы со средствами информатизации, их влияния на здоровье человека, владение профилактическими мерами при работе с этими средствами;
· соблюдение требований безопасности и гигиены в работе с компьютером и другими средствами информационных технологий.
2.Место курса в базовом учебном плане.
На изучение информатики в 8 классе выделяется 34 часа ( по 1часу в неделю) Рабочая учебная программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по темам. В программе установлена оптимальная последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определяет необходимый набор форм учебной деятельности.
3.СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
8 класс
- Информация и информационные процессы (9 часов)
Информация в природе, обществе и технике. Информация и информационные процессы в неживой природе. Информация и информационные процессы в живой природе. Человек: информация и информационные процессы. Информация и информационные процессы в технике. Кодирование информации с помощью знаковых систем. Знаки: форма и значение. Знаковые системы. Кодирование информации. Количество информации. Количество информации как мера уменьшения неопределенности знания. Определение количества информации. Алфавитный подход к определению количества информации.
Практические работы:
- Практическая работа № 1 «Тренировка ввода текстовой и числовой информации с помощью клавиатурного тренажера».
- Практическая работа № 2 «Перевод единиц измерения количества информации с помощью калькулятора».
В результате изучения данного раздела учащиеся должны
Знать/понимать:
- об информации в живой и неживой природе, о различных видах и свойствах информации, с которой соприкасается человек
- о системах управления техническими устройствами, роботах, информационных и коммуникационных технологиях
- определение науки информатики, компьютера, информационного процесса, информационных и коммуникационных технологий
- различные типы знаков, понятие знаковой системы, определение длины кода, перекодирования
- единицы измерения информации, соотношения между ними
- формулу для определения количества информационных сообщений, количества информации в сообщении
Уметь:
- определять виды и свойства информации
- приводить примеры использования информационных и коммуникационных технологий
- перекодировать с русского письменного языка на русский устный
- определять объем в различных единицах измерения количества информации
- решать задачи на определение количества информационных сообщений и количества информации, которое несет полученное сообщение
- Компьютер как универсальное устройство обработки информации (7 часов)
Программная обработка данных на компьютере. Устройство компьютера. Процессор и системная плата. Устройства ввода информации. Устройства вывода информации. Оперативная память. Долговременная память. Файлы и файловая система. Файл. Файловая система. Работа с файлами и дисками. Программное обеспечение компьютера. Операционная система. Прикладное программное обеспечение. Графический интерфейс операционных систем и приложений. Представление информационного пространства с помощью графического интерфейса. Компьютерные вирусы и антивирусные программы. Правовая охрана программ и данных. Защита информации. Правовая охрана информации. Лицензионные, условно бесплатные и свободно распространяемые программы
Защита информации.
Практические работы:
- Практическая работа № 3 «Определение разрешающей способности мыши».
- Практическая работа № 4 «Форматирование дискеты».
- Практическая работа № 5 «Работа с файлами с использованием файлового менеджера».
- Практическая работа № 6 «Установка даты и времени».
- Практическая работа № 7 «Защита от вирусов».
В результате изучения данного раздела учащиеся должны
Знать/понимать:
- об устройстве компьютера
- понятия данных, программы, процесса программной обработки данных
- основные характеристики процессоров, что такое системная плата, ее основные элементы
- виды и характеристики основных периферийных устройств, названия и функции основных клавиш клавиатуры
- что такое накопитель, принцип работы накопителей, различные виды носителей информации, правила их использования
- определение файла, папки, ярлыка, форматирования, имени файла, расширения, различать виды форматирования, основные типы расширений
- что такое полное и сокращенное имена файлов, обозначения дисков, понятие логического диска, корневой папки, пути к файлу
- основные действия с файлами и папками
- что такое системное программное обеспечение, операционная система, драйверы устройств, дистрибутив, этапы загрузки операционной системы
- понятие прикладных программ, определение приложения, название основных приложений и приложений специального назначения
- определение интерфейса, управляющие элементы интерфейса, структуру окна, назначение контекстного меню
- что такое информационное пространство какого-либо одного компьютера, структуру иерархической системы папок Windows, назначение папок Мой компьютер, Корзина, Сетевое окружение, понятие и структуру Рабочего стола
- что такое компьютерный вирус, виды компьютерных вирусов, понятие антивирусной программы, виды антивирусных программ
Уметь:
- составлять функциональную схему компьютера и объяснять принцип взаимодействия частей ПК
- определять тактовую частоту процессора
- разделять периферийные устройства на устройства ввода и устройства вывода
- различать носители информации, определять объем оперативной памяти данного компьютера
- распознавать различные типы файлов
- записывать полное имя файла
- пояснять выполнение действий с папками и файлами
- перезагружать компьютер
- объяснять назначение основных прикладных программ
- работать с программой обработки изображений
- создавать на Рабочем столе значки папок, ярлыки
- находить антивирусную программу на компьютере
- Коммуникационные технологии (16 часов)
Передача информации. Локальные компьютерные сети. Глобальная компьютерная сеть. Интернет. Состав Интернета. Адресация в Интернете. Маршрутизация и транспортировка данных по компьютерным сетям. Информационные ресурсы Интернета. Всемирная паутина.
Электронная почта. Файловые архивы. Общение в Интернете. Мобильный Интернет. Звук и видео в Интернете. Поиск информации в Интернете. Электронная коммерция в Интернете. Разработка Web-сайтов с использованием языка разметки гипертекста HTML. Web-страницы и Web-сайты. Структура Web-страницы. Форматирование текста на Web-странице. Вставка изображений в Web-страницы. Гиперссылки на Web-страницах. Списки на Web-страницах. Интерактивные формы на Web-страницах.
Практические работы:
- Практическая работа № 8 «Предоставление доступа к диску на компьютере, подключенном к локальной сети.
- Практическая работа № 9 «Подключение к Интернету».
- Практическая работа № 10 «География Интернета».
- Практическая работа № 11 «Путешествие во всемирной паутине».
- Практическая работа № 12 «Работа с электроннойWeb-почтой».
- Практическая работа № 13 «Загрузка файлов из Интернета».
- Практическая работа № 14 «Поиск информации в Интернете».
- Практическая работа № 15 «Разработка сайта с использованием языка разметки текста HTML».
В результате изучения данного раздела учащиеся должны
Знать/понимать:
- принцип процесса передачи информации, характеристики канала связи
- основные виды компьютерных сетей, их топологию
- понятие протокола, основные виды протоколов
- особенности работы с каталогами и поисковыми машинами, URL-адреса, преимущества и недостатки основных поисковых машин
- систему адресации электронной почты
- назначение электронной почты
- понятия почтового сервера и клиента, протокола службы, учетной записи, сообщения, папки электронной почты, загрузки и отправки сообщений
- правовые и этические нормы распространения информации
- преимущество web-страниц перед обычными текстовыми документами, какие теги должны обязательно присутствовать в html-документе
- логическую структуру web-страницы
- основные теги для форматирования текста, для вставки изображений, для создания гиперссылки
Уметь:
- организовывать поиск и оценивать информацию, получаемую из Интернета
- определять качество и количество информации, передаваемое по определенному каналу связи
- владеть понятиями сервер, программа-сервер, программа-клиент, хост
- создавать свой электронный ящик на web-сервере, структурировать входящие сообщения, просматривать маршрут следования письма
- избирательно относиться к полученной информации
- использовать web-ресурсы в повседневной жизни и в учебной деятельности
- создавать web-страницу с использованием html-тегов
- создавать web-страницы с помощью редактора Блокнот, создавать web-сайты с помощью web-редактора
- организовывать web-сайты, используя табличный способ представления информации
- использовать средства ИКТ при выполнении индивидуальных и коллективных проектов
- Повторение, резерв времени (3 ч)
- Закрепление менее усвоенных тем
4.Требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся
Раздел I. Информация и информационные процессы (9ч)
Знать/понимать:
- об информации в живой и неживой природе, о различных видах и свойствах информации, с которой соприкасается человек;
- определение науки информатики, компьютера, информационного процесса, информационных и коммуникационных технологий;
- различные типы знаков, понятие знаковой системы, определение длины кода, перекодирования;
- единицы измерения информации, соотношения между ними, формулу для определения количества информационных сообщений, количества информации в сообщении.
Уметь:
- приводить примеры использования информационных и коммуникационных технологий;
- определять объем в различных единицах измерения количества информации;
- решать задачи на определение количества информационных сообщений и количества информации, которое несет полученное сообщение.
Раздел II. Компьютер как универсальное устройство обработки информации – 7 часов
Знать/понимать:
- об устройстве компьютера;
- основные характеристики процессоров, что такое системная плата, ее основные элементы;
- виды и характеристики основных периферийных устройств, названия и функции основных клавиш клавиатуры;
- что такое накопитель, принцип работы накопителей, различные виды носителей информации, правила их использования;
- определение файла, папки, ярлыка, форматирования, имени файла, расширения, различать виды форматирования, основные типы расширений;
- что такое полное и сокращенное имена файлов, обозначения дисков, понятие логического диска, корневой папки, пути к файлу;
- основные действия с файлами и папками;
- что такое системное программное обеспечение, операционная система, драйверы устройств, дистрибутив, этапы загрузки операционной системы;
- понятие прикладных программ, определение приложения, название основных приложений и приложений специального назначения;
- определение интерфейса, управляющие элементы интерфейса, структуру окна, назначение контекстного меню;
- что такое информационное пространство какого-либо одного компьютера, структуру иерархической системы папок Windows, назначение папок Мой компьютер, Корзина, Сетевое окружение, понятие и структуру Рабочего стола;
- что такое компьютерный вирус, виды компьютерных вирусов, понятие антивирусной программы, виды антивирусных программ.
Уметь:
- составлять функциональную схему компьютера и объяснять принцип взаимодействия частей ПК;
- определять тактовую частоту процессора;
- разделять периферийные устройства на устройства ввода и устройства вывода;
- различать носители информации, определять объем оперативной памяти данного компьютера;
- распознавать различные типы файлов;
- записывать полное имя файла;
- пояснять выполнение действий с папками и файлами;
- перезагружать компьютер;
- объяснять назначение основных прикладных программ;
- работать с программой обработки изображений;
- создавать на Рабочем столе значки папок, ярлыки;
- находить антивирусную программу на компьютере.
Раздел III. Коммуникационные технологии (16ч)
Знать/понимать:
- принцип процесса передачи информации, характеристики канала связи
- основные виды компьютерных сетей, их топологию
- понятие протокола, основные виды протоколов
- особенности работы с каталогами и поисковыми машинами, URL-адреса, преимущества и недостатки основных поисковых машин
- систему адресации и назначение электронной почты
- правовые и этические нормы распространения информации
- преимущество web-страниц перед обычными текстовыми документами, какие теги должны обязательно присутствовать в html-документе
- логическую структуру web-страницы
- основные теги для форматирования текста, для вставки изображений, для создания гиперссылки
Уметь:
- организовывать поиск и оценивать информацию, получаемую из Интернета
- определять качество и количество информации, передаваемое по определенному каналу связи
- владеть понятиями сервер, программа-сервер, программа-клиент, хост
- создавать свой электронный ящик на web-сервере
- использовать web-ресурсы в повседневной жизни и в учебной деятельности
- создавать web-страницу с использованием html-тегов с помощью редактора Блокнот, создавать web-сайты с помощью web-редактора
- использовать средства ИКТ при выполнении индивидуальных и коллективных проектов
Раздел IV. Повторение, резерв времени (3 ч)
Уметь:
- использовать приобретенные знания и умения при разработке проектов для различных предметных областей.
Закрепить менее усвоенные темы
|