Понедельник, 29.04.2024, 03:53
Приветствую Вас Гость | RSS

МБОУ "Саломатовская ООШ"

Меню сайта
Категории раздела
Мои файлы [148]
Нормативные документы [14]
Школьная документация
data [0]
Сканированные документы
Ежедневное меню [1]
Меню питания
Мои видео [0]
Видео файлы
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог файлов


9 класс- физика
31.01.2015, 05:17

1.Пояснительная записка

Программа  составлена  на базе Образовательного минимума  содержания физического образования и  с учетом  содержания  учебника  А.В. Перышкина , Е.М.Гутник для 9 класса ( с сеткой 2 часа в неделю)

Физика – наука о наиболее общих законах природы.  Именно поэтому , как учебный предмет, она вносит  огромный вклад в систему знаний об окружающем мире, раскрывая  роль науки в развитии общества , одновременно формируя научное мировоззрение.

         Изучение  физики  в общеобразовательных школах  направлено на достижение следующих целей :

  • формирование системы физических знаний и умений в соответствии с Обязательным минимумом содержания основного общего образования и на этой основе  представлений о физической картине мира;
  • развитие мышления и творческих способностей учащихся, стремления к самостоятельному  приобретению новых знаний в соответствии с  жизненными потребностями и интересами;
  • развитие научного мировоззрения учащихся на основе усвоения метода физической науки и понимания роли физики в современном естествознании, а также  овладение умениями проводить наблюдения и опыты, обобщать их результаты; 
  • развитие познавательных интересов учащихся и помощь в осознании профессиональных намерений ;
  • знакомство с основными законами физики и применением этих законов в технике и в повседневной жизни;
  • 2.Место предмета в учебном плане
  • Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 204 часа для обязательного изучения физики на ступени основного общего образования, в том числе в VII, VIII и IX классах по 68 учебных часов из расчета 2 учебных часа в неделю. В примерной программе предусмотрен резерв свободного учебного времени в объеме 21 часа (10%) для реализации авторских подходов, использования разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных методов обучения и педагогических технологий, учета местных условий. Учебно-тематическое планирование рассчитано на изучения физики в 9классе в объеме 68 часов (2 часа в неделю).

 

 

3.Содержание программы учебного предмета.

(68 часов)

  • Законы взаимодействия и движения тел (27 часов)

Материальная точка. Система отсчета. Перемещение. Скорость прямолинейного равномерного движения. Прямолинейное равноускоренное движение. Мгновенная скорость. Ускорение. Графики зависимости скорости и перемещения от времени при прямолинейном равномерном и равноускоренном движениях. Относительность механического движения. Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы мира. Инерциальная система отсчета. Первый, второй и третий законы Ньютона. Свободное падение. Невесомость. Закон всемирного тяготения. Искусственные спутники Земли. Импульс. Закон сохранения импульса. Реактивное движение.

  • Демонстрации.
  • Относительность движения. Равноускоренное движение. Свободное падение тел в трубке Ньютона. Направление скорости при равномерном движении по окружности. Второй закон Ньютона. Третий закон Ньютона. Невесомость. Закон сохранения импульса. Реактивное движение..
  • Лабораторные работы и опыты.
  • Исследование равноускоренного движения без начальной скорости. Измерение ускорения свободного падения.

Механические колебания и волны. Звук.  (11 часов)

  • Колебательное движение. Пружинный, нитяной, математический маятники. Свободные и вынужденные колебания. Затухающие колебания. Колебательная система. Амплитуда, период, частота колебаний. Превращение энергии при колебательном движении. Резонанс.
  • Распространение колебаний в упругих средах.  Продольные и поперечные волны. Длина волны. Скорость волны. Звуковые волны. Скорость звука. Высота, тембр и громкость звука. Эхо.
  • Демонстрации.
  • Механические колебания. Механические волны. Звуковые колебания. Условия распространения звука.
  • Лабораторная работа. Исследование зависимости периода колебаний пружинного маятника от массы груза и жесткости пружины. Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний нитяного маятника от длины нити.

Электромагнитное поле (12 часов)

  • Магнитное поле. Однородное и неоднородное магнитное поле. направление тока и направление линий его магнитного поля. Правило буравчика. Обнаружение магнитного поля. Правило левой руки. Индукция магнитного поля. Магнитный поток. Опыты Фарадея. Электромагнитная индукция. Направление индукционного тока. Правило Ленца. Явление самоиндукции. Переменный ток. Генератор переменного тока. Преобразования энергии в электрогенераторах. Трансформатор. Передача электрической энергии на расстояние.
  • Электромагнитное поле. Электромагнитные волны. Скорость электромагнитных волн. Влияние электромагнитных излучений на живые организмы. Конденсатор. Колебательный контур. Получение электромагнитных колебаний. Принципы радиосвязи и телевидения. Электромагнитная природа света. Преломление света. Показатель преломления. Дисперсия света. Типы оптических спектров. Поглощение и испускание света атомами. Происхождение линейчатых спектров.
  • Демонстрации.
  • Устройство конденсатора. Энергия заряженного конденсатора. Электромагнитные колебания. Свойства электромагнитных волн. Дисперсия света. Получение белого света при сложении света разных цветов.
  • Лабораторные работы.
  • Изучение явления электромагнитной индукции. Наблюдение сплошного и линейчатого спектров.

Строение атома и атомного ядра. 16 часов

  • Радиоактивность как свидетельство сложного строения атомов. Альфа-, бета-, гамма-излучения. Опыты Резерфорда. Ядерная модель атома. Радиоактивные превращения атомных ядер. Сохранение зарядового и массового чисел при ядерных реакциях. Методы наблюдения и регистрации частиц в ядерной физике.
  • Протонно-нейтронная модель ядра. Физический смысл зарядового и массового чисел. Изотопы. Правила смещения. Энергия связи частиц в ядре. Деление ядер урана. Цепная реакция. Ядерная энергетика. Экологические проблемы использования АЭС. Дозиметрия. Период полураспада. Закон радиоактивного распада. Влияние радиоактивных излучений на живые организмы. Термоядерная реакция. Источники энергии Солнца и звезд.
  • Демонстрации.
  • Модель опыта Резерфорда. Наблюдение треков в камере Вильсона. Устройство и действие счетчика ионизирующих частиц.
  • Лабораторные работы.
  • Изучение деления ядра атома урана по фотографии треков. Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям. Измерение естественного радиационного фона дозиметром.
  • Итоговое повторение 2 часа

 

 

      4.  Требования к уровню подготовки учащихся

Ученик должен знать/понимать:

смысл понятий: физическое явление, физический закон, взаимодействие, электрическое поле, магнитное поле, волна, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения;

  • смысл физических величин: путь, скорость, ускорение, сила, импульс, работа, мощность, кинетическая энергия, потенциальная энергия;
  • смысл физических законов: Ньютона, всемир­ного тяготения, сохранения импульса и механической энергии, сохранения электри­ческого заряда;

уметь

описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение, равноускоренное прямолинейное движение, механиче­ские колебания и волны, действие магнитного по­ля на проводник с током, электромагнит­ную индукцию, отражение, преломление и дисперсию света;

  • использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: расстояния, промежутка време­ни, силы;
  • представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: пути от вре­мени, силы упругости от удлинения пружины, силы трения от си­лы нормального давления, периода колебаний маятника от длины нити, периода колебаний груза на пружине от массы груза и от жесткости пружины;
  • выражать результаты измерений и расчетов в единицах Междуна­родной системы;
  • приводить примеры практического использования физических знаний омеханических, электромагнитных и квантовых явлениях;
  • решать задачи на применение изученных физических законов;
  • осуществлять самостоятельный поиск информации естественно­научного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графи­ков, математических символов, рисунков и структурных схем);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • обеспечения безопасности в процессе использования транспорт­ных средств, электробытовых приборов, электронной техники;
  • оценки безопасности радиационного фона.

Владеть компетенциями:

 

  • информационно-поисковой;
  • учебно-познавательной;
  • коммуникативной;
  • рефлексивной;
  • смыслопоисковой.

Формы и средства контроля

п/п

Наименование

раздела,темы

урока

Количество

часов

Цель контроля

Виды и формы

контроля

1

Основы кинематики (повторительно-

обобщающий урок)

1

Обеспечить проверку и оценку знаний и способов деятельности учащихся по разделу «Основы кинематики»

Продолжить работу по развитию умения пользоваться формулами, делать выводы, обобщать, систематизировать

Контрольная работа

2

Основы динамики (повторительно-

обобщающий урок)

1

Обеспечить проверку и оценку знаний и способов деятельности учащихся по разделу «Основы динамики»

Продолжить работу по развитию умения применять формулы для решения задач, читать графики, делать выводы.

Контрольная работа

3

Механические колебания и волны. Звук (повторительно-

обобщающий урок)

1

Обеспечить проверку и оценку знаний и способов деятельности учащихся по разделу «Механические колебания и волны. Звук»

Контрольная работа

4

Электромагнитное поле (повторительно-

обобщающий урок)

1

Обеспечить проверку и оценку знаний и способов деятельности учащихся по разделу «Электромагнитное поле». Продолжить работу по развитию умения применять формулы для решения задач, читать графики, делать выводы.

Контрольная работа

5

Строение атома и атомного ядра (повторительно-

обобщающий урок)

1

Обеспечить проверку и оценку знаний и способов деятельности учащихся по разделу «Строение атома и атомного ядра»

Продолжить работу по развитию умения применять формулы, пользоваться справочниками, понимать физические явления.

тестирование

 

Категория: Мои файлы | Добавил: nata-ryabtseva
Просмотров: 386 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Вход на сайт
Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?
#banner-bottom > div > div.owl-carousel.owl-loaded.owl-drag > div.owl-stage-outer > div > div:nth-child(5) > div > a > img