Рабочая программа по учебному курсу «Русский язык» для 2 класса разработана на основе:
- примерной программы по русскому языку федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 373 от 6 октября 2009 года «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования»);
- планируемых результатов освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования
- программы формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования
Согласно федеральному базисному плану и учебного плана МБОУ «Саломатовская ООШ» для обязательного изучения русского языка во 2 классе отводится 170 часов-5 часов в неделю из них-словарных работ-4,контрольных списываний-2, контрольных работ-8.
Программу обеспечивают:
· Программы по учебным предметам 1 – 4 классы (Перспективная начальная школа) в 2х частях. М. Академкнига / учебник 2011 г
· Чуракова Н.А. Русский язык. 2 класс. Учебник, — М.: Академкнига/Учебник, 2012
· Гольфман Е.Р. Тетрадь для самостоятельной работы. 2 класс. — М.: Академкнига/Учебник, 2012
· Чуракова Н.А., Гольфман Е.Р. Русский язык. 2 класс: Методическое пособие. — М.: Академкнига/Учебник, 2010.
· А.А. Коржукова Поурочные разработки по русскому языку к УМК Н.А. Чураковой 2 класс.- М. «Вако» 2012 г.
За основу рабочей программы по предмету «Русский язык» взят 2 вариант Примерного тематического планирования примерной программы по русскому языку и авторской программы курса (УМК «Перспективная начальная школа»). При составлении рабочей программы произведена корректировка примерной авторской программы в плане изменения числа тем, последовательности их изложения и перераспределения часов. Данные изменения вызваны выбором УМК «Перспективная начальная школа» и учебника «Русский язык» авторы М.Л.Каленчук, Н.А.Чуракова,
Общая характеристика учебного предмета
В начальной школе изучение русского языка имеет особое значение в развитии младшего школьника. Приобретенные им знания, первоначальное овладение русским языком станут фундаментом обучения в основном звене школы, а также необходимыми для применения в жизни.
Изучение курса русского языка в начальной школе направлено на достижение познавательной и социокультурной целей:
· познавательная цельпредполагаетознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;
· социокультурная цель изучения русского языка включает формирование коммуникативной компетенции учащихся - развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
Для достижения поставленных целей изучения русского языка в начальной школе необходимо решение следующих практических задач:
· развитиеречи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
· освоениепервоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;
· овладениеумениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты-описания и тексты-повествования небольшого объема;
· воспитаниепозитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.
Ценностные ориентиры содержания курса «Русский язык»
· Ведущее место предмета «Русский язык» в системе общего образования обусловлено тем, что русский язык является государственным языком Российской Федерации, родным языком русского народа, средством межнационального общения. Изучение русского языка способствует формированию у учащихся представлений о языке как основном средстве человеческого общения, явлении национальной культуры и основе национального самосознания.
В процессе изучения русского языка у учащихся начальной школы формируется позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому языку, стремление к его грамотному использованию, понимание того, что правильная устная и письменная речь являются показателем общей культуры человека. На уроках русского языка ученики получают начальное представление о нормах русского литературного языка и правилах речевого этикета, учатся ориентироваться в целях, задачах, условиях общения, выборе адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативной задачи.
Русский язык является для учащихся основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности. Успехи в изучении русского языка во многом определяют результаты обучения по другим школьным предметам.
Учет психологической характеристики современного школьника потребовал пересмотра некоторых важных теоретических позиций:
· обязательный учет реальных норм произношения на территории огромной страны касается разных сторон преподавания языка – и практической и теоретической;
· учет статистики самых частотных ошибок произношения, связанных,
o во-первых, с неправильным ударением,
o а во-вторых, с искажением произношения отдельных звуков;
Это требует организации специальной работы, связанной с неоднократным возвращением к одним и тем же лексическим единицам, употребляемым в разном контексте для реального освоения норм правильного произношения и введения в обиход (и включения в корпус УМК) орфоэпического словаря, к которому школьник постоянно отсылается для решения конкретной орфоэпической задачи.
· учет того, что практически каждый ребенок, приходящий в начальную школу, — это ребенок со своим набором логопедических проблем, потребовал разработки специальной системы упражнений, цель которой — усиленное формирование фонематического слуха на протяжении первых двух лет обучения.
· учет неврологического образа современного ребенка вызывает к жизни работу в нескольких направлениях:
o изучение всего материала строится на реальных коротких стихотворных, часто шуточных текстах;
o система заданий представляет собой пошаговое продвижение в рассмотрении языковой проблемы, а сама проблема складывается как система конкретных наблюдений;
o неспособность младшего школьника долго удерживать внимание на чем-то одном требует многократного возвращения к уже завоеванным позициям на протяжении всего периода обучения.
Для создания условий выживания в мире информации, поток которой постоянно возрастает, в УМК продумана система работы, побуждающая школьника постоянно самому добывать информацию и оперировать ею.
Учебно-методический комплект по русскому языку отвечает также тем общим требованиям, которые «Перспективная начальная школа» предъявляет к своим учебникам:
· структурная организация содержания (внешняя интрига, участниками которой являются сквозные для всего комплекта «Перспективная начальная школа» герои, оформляет предметное содержание);
· методика разворачивания предметного материала (вокруг конкретной проблемы языка или речи, имеющей практический смысл или представляющей научный интерес);
· организационные формы работы на уроке (методический аппарат максимально размещен в самом учебнике, что включает и организационные формы, нацеливающие школьников распределять работу с соседом по парте, меняться ролями, проверять работу друг друга, выполнять работу в малой группе и т. д.).
· требования инструментальности и интерактивности. Комплект ориентирован на максимально возможное обеспечение самостоятельной работы на уроке. Интерактивность обеспечивается тем, что учебники начинают, а научные сотрудники «Академкнига/Учебник» поддерживают содержательную переписку с учащимися (один раз в конце 1-го класса, по 4 раза — в каникулы — начиная со 2-го класса).
Решение проблем развития речи опирается на разведение представлений о языке и о речи: язык как система позволяет одно и то же сообщение выразить массой способов, а речь ситуативна — это реализация языка в конкретной ситуации. В связи с этим программой предусматриваются две линии работы: первая поможет школьникам усвоить важнейшие коммуникативные формулы устной речи, регулирующие общение детей и взрослых, детей между собой; вторая линия позволит освоить основные «жанры» письменной речи, доступные возрасту: от поздравительной открытки и.телеграммы до аннотации и короткой рецензии на литературное произведение.
Теоретическими и методическими источниками программы по «Русскому языку» являются идеи, изложенные в научных и научно-методических работах:
· М.В. Панова (Фонемный принцип русской орфографии, характеристика современного русского произношения);
· П.С. Жедек (Теория и практика обучения морфологии, методика изучения морфемного состава слова);
· П.С. Жедек, М.И. Тимченко (Списывание в обучении правописанию);
· В.В. Репкина (Принципы развивающего обучения русскому языку);
· Л.В. Занкова (Принципы развивающего обучения, методика организации деятельности наблюдения);
· М.С. Соловейчик (Требования к современному уроку русского языка)
· Н.И. Жинкина (Развитие речи младших школьников)
УМК по русскому языку системы «Перспективная начальная школа» изучается после комплекта обучения грамоте, разработанного Н.Г. Агарковой.
Учебно-тематический план.
№
Содержание
Количество часов
1
Фонетика и орфография
2
Лексика
3
Морфемика и словообразование
4
Морфология
5
Синтаксис
6
Лексикография.
7
Развитие речи с элементами культуры речи
Планируемые результаты освоения учебной программы по предмету «Русский язык » к концу 2-го года обучения
Содержательная линия «Система языка»
Раздел «Фонетика и графика»
Обучающиеся научатся:
- определять в слове количество слогов, находить ударные и безударные слоги;
- соотносить количество и порядок расположения букв и звуков, давать характеристик отдельных согласных звуков.
Раздел «Орфоэпия»
Обучающиеся получат возможность научиться:
- правильно употреблять приставки на- и о- в словах надеть, надевать, одеть , одевать
- правильно произносить орфоэпически трудные слова из орфоэпического минимума, отобранного для изучения в этом классе( что, чтобы).
Раздел «Состав слова» (морфемика).
Обучающиеся научатся:
-различать изменяемые и неизменяемые слова:
- различать родственные (однокоренные) слова и формы слова;
- находить значимые части слова (корень, приставка, суффикс, окончание);
- выделять в слове окончания (дифференцируя материально выраженное и нулевое окончание) и основу ; противопоставлять слова, имеющие окончания, словам без окончаний;
- выделять в слове корень, подбирая однокоренные слова;
- сравнивать слова, связанные отношениями производности, объяснять, какое из них от какого образовано, указывая способ словообразования (с помощью приставки, с помощью суффикса, сложением основ с соединительным гласным);
- мотивированно выполнять разбор слова по составу на основе словообразовательного анализа (вычленять окончание и основу, в составе основы находить корень, приставку и суффикс);
-обнаруживать регулярные исторические чередования (чередования, видимые на письме);
- разграничивать разные слова и разные формы одного слова;
Раздел «Лексика»
Обучающиеся научатся:
-выявлять слова, значение которых требует уточнения;
- определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря.
Раздел «Морфология»
Обучающиеся научатся:
-определять начальную форму слов – названий предметов, слов – названий признаков и слов – названий действий;
- изменять слова – названия предметов по числам и команде вопросов, определять их род;
- изменять слова – названия признаков по числам, команде вопросов и родам;
Раздел «Синтаксис»
Обучающиеся научатся:
- различать предложение, словосочетание, слово;
- находить в составе предложения все словосочетания; в словосочетании находить главное слово и зависимое и ставить от первого ко второму вопрос;
- определять тип предложения по цели высказывания и эмоциональной окраске;
- находить в предложении основу (главные члены) и неглавные члены предложения;
- задавать вопросы к разным членам предложения.
Содержательная линия «Орфография и пунктуация»
Обучающиеся научатся:
- проверять сомнительные написания ( безударные гласные в корне, парные по глхости – звонкости согласные, непроизносимые согласные ); жи- ши, ча – ща, чу – щу в разных частях слова;
- выбирать букву и или ы в позиции послец в разных частях слова;
- писать словарные слова в соответствии с заложенным в программе минимумом;
- определять (уточнять) написание слова по орографическому словарю учебника (Словарь «Пиши правильно»);
Содержательная линия «Развитие речи»
Обучающиеся научатся:
-определять тему и основную мысль текста составлять план текста и использовать его при и устном и письменном изложении;
- членить текст на абзацы, оформлять это членение на письме;
-грамотно написать и оформить письмо элементарного содержания;
- владеть нормами речевого этикета в типизированных речевых ситуациях(встреча, прощание);
- соблюдать орфоэпические нормы речи;
- устному повседневному общению со сверстниками и взрослыми с соблюдением норм речевого этикета (встреча, прощание и пр.);
-писать записки, письма, поздравительные открытки с соблюдением норм речевого этикета;
Ожидаемые результаты формирования УУД к концу 2 – го года обучения
В области познавательных общих учебных действий обучающиеся научатся, получат возможность научиться:
-Инструментально освоить алфавит для свободной ориентации в корпусе учебных словарей; быстрого поиска нужной группы слов или словарной статьи;
- ориентироваться в учебной книге: читать язык условных обозначений ; находить нужный текст упражнения, нужные правила или таблицу ; быстро находить выделенный фрагмент текста, выделенные строчки и слова на странице и развороте;
- работать с несколькими источниками информации (с частями учебной книги и тетрадью для самостоятельной работы; учебной книгой и учебными словарями; текстом и иллюстрацией к тексту);
-работать со словарям: находить нужные словарные статьи в словарях различных типов и читать словарную статью, извлекая нужную информацию.
В области коммуникативных учебных действийобучающиеся научатся, получат возможность научиться:
а) в рамках коммуникации как сотрудничества:
- работать с соседом по парте: распределять работу между собой и соседом, выполнять свою часть работы, осуществлять взаимопроверку выполненной работы;
- выполнять работу по цепочке;
б) в рамках коммуникации как взаимодействий:
- видеть разницу между двумя точками зрения, двумя позициями и мотивированно присоединяться к одной из них;
- использовать правила, таблицы, модели для подтверждения своей позиции или высказанных героями точек зрения.
В области контроля и самоконтроля учебных действий обучающиеся научатся, получат возможность научиться:
- понимать, что можно апеллировать к правилу для подтверждения своего ответа или того решения , с которым он соглашается;
- научиться проверять выполненную работу, используя правила и словари, а также самостоятельно выполнять работу над ошибками.