Рабочая программа по информатике и ИКТ разработана в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта начального общего образования 2009г., Примерной программой начального общего образования /Москва, Министерство образования и науки РФ, и в соответствии с авторской программой Е. П. Бененсон, А. Г. Паутовой, рекомендованной Департаментом общего среднего образования МО РФ. /М., Академкнига / Учебник, 2010г./
Программу обеспечивают:
Бененсон, Е.П., Паутова, А.Г. Информатика: учебник в двух частях. 3 класс. – М.: Академкнига, 2013;
Бененсон, Е.П., Паутова, А.Г. Информатика. 3 класс: методическое пособие для учителя к учебнику-тетради.- М.:Академкнига, 2012;
Паутова, А.Г. Информатика. 3 класс: комплект компьютерных программ. Методическое пособие+CD. – М.: Академкнига, 2013.
Программа рассчитана на 34 часа.
Занятия проводятся в течение года, один раз в неделю.
Целью изучения информатики в начальной школе является формирование первоначальных представлений об информации и ее свойствах, а также навыков работы с информацией, как с применением компьютеров, так и без них. Обучение информатике направлено на решение следующих задач:
· Учить школьника искать, отбирать, организовывать и использовать информацию для решения стоящих перед ним задач;
· Формировать первоначальные навыки планирования целенаправленной деятельности человека, в том числе учебной деятельности;
· Дать первоначальное представление о компьютере и современных информационных технологиях и сформировать первичные навыки работы на компьютере;
· Дать представление об этических нормах работы с информацией, об информационной безопасности личности и государства.
Весь материал курса сгруппирован в пять разделов:
1. Информационная картина мира.
2. Компьютер – универсальная машина по обработке информации.
3. Алгоритмы и исполнители.
4. Объекты и их свойства.
5. Этические нормы при работе с информацией и информационная безопасность.
Методы обучения:
а) объяснительно-иллюстративный, или информационно-рецептивный:
рассказ, лекция, объяснение, работа с учебником, демонстрация;
б) репродуктивный:
воспроизведение действий по применению знаний на практике, деятельность по алгоритму, программирование;
в)проблемное изложение изучаемого материала;
г)частично-поисковый, или эвристический метод;
д) исследовательский метод.
Формы организации процесса обучения:
· Фронтальная
· Групповая
· Индивидуальная
· Урок
Учебно-тематический план.
3 класс (34ч)
№
Наименование разделов и тем
Всего часов
1
Информационная карта мир
9ч.
2
Компьютер-универсальная машина для обработки информации
3ч.
3
Алгоритмы и исполнители
11ч.
4
Объекты и их свойства
10ч.
5
Эстетические нормы при работе с информацией и информационная безопасность
1ч.
Итого:
34ч.
Содержание программы
Информационная картина мира (9ч.)
Способы организации информации.
Организация информации в виде списка. Упорядочивание списков по разным признакам (в алфавитном порядке, по возрастанию или убыванию численных характеристик).
Сбор информации путём наблюдения. Фиксация собранной информации в виде списка.
Организация информации в виде простых (не содержащих объединенных ячеек) таблиц. Структура простой таблицы (строки, столбцы, ячейки), заголовки строк и столбцов. Запись информации, полученной в результате поиска или наблюдения, в таблицу, предложенную учителем. Запись решения логических задач в виде таблиц. Создание различных таблиц.
Компьютер – универсальная машина для обработки информации (3часа).
Фундаментальные знания о компьютере.
Компьютер как исполнитель алгоритмов.
Подготовка к знакомству с системой координат, связанной с монитором (продолжение). Гигиенические нормы работы за компьютером.
Алгоритмы и исполнители (11 часов).
Алгоритмы с переменными.
Имя и значение переменной. Присваивание значения переменной в процессе выполнения алгоритмов. Команды с параметрами. Краткая запись команд формального исполнителя.
Алгоритмы с ветвлениями.
Выбор действия в алгоритме с ветвлениями в зависимости от выполнения условия. Использование простых и сложных высказываний в качестве условий. Запись условного алгоритма с помощью блок-схем.
Создание и исполнение алгоритмов с ветвлениями для формальных исполнителей. Планирование деятельности человека с помощью алгоритмов с ветвлениями.
Создание алгоритмов методом последовательной детализации.
Создание укрупненных алгоритмов для формальных исполнителей и для планирования деятельности человека. Детализация шагов укрупненного алгоритма.
Объекты и свойства (10 часов).
Объекты.
Объект и его свойства. Имя и значение свойства (например, имя свойства – цвет, значение свойства – красный). Поиск объекта, заданного его свойствами. Конструирование объекта по его свойствам. Описание объекта с помощью его свойств как информационная статическая модель объекта. Сравнение объектов.
Понятие класса объектов.
Понятие класса объектов. Примеры классов объектов. Разбиение набора объектов на два и более классов.
Этические нормы при работе с информацией и информационная безопасность (1 час).
Носители информации коллективного пользования.
Библиотечные книги, журналы, компакт-диски, дискеты, жесткие диски компьютеров как носители информации коллективного пользования.
Правила обращения с различными носителями информации. Формирование ответственного отношения к сохранности носителей информации коллективного пользования.
Планируемые результаты:
- структуру таблиц (строки, столбцы, ячейки);
- что такое переменная, ее имя и значение;
- что такое ветвление;
- что такое объект;
- что такое класс объектов.
- фиксировать собранную информацию в виде списка;
- упорядочивать короткие списки по алфавиту;
- фиксировать информацию в виде таблицы, структура которой предложена учителем;
- нужную информацию в таблице;
- находить нужную информацию в источниках, предложенных учителем;
- находить нужную информацию в коротких гипертекстовых документах;
- находить в готовых алгоритмах ветвления и линейные участки;
- исполнять алгоритмы с ветвлениями для знакомых формальных исполнителей;
- приводить примеры объектов и их свойств;
- находить среди данных объект с заданными свойствами;
- выделять свойства, общие для различных объектов;
- объединять объекты в классы, основываясь на общности их свойств;
- определять истинность сложных высказываний;
- на клетчатом поле находить клетку с заданным адресом;
- на клетчатом поле определять адрес указанной клетки.
Использовать приобретенные УУД в практической деятельности и повседневной жизни для:
- работы со списками и таблицами;
- безопасной работы за компьютером;
- работы с электронными справочниками, основанными на гипертекстах.
Требования к уровню подготовки учащихся по курсу «Информатика» к концу второго года обучения (конец 3 класса)
Учащиеся должны знать/понимать:
Структуру списков и таблиц (строки, столбцы, ячейки);
Что такое переменная, ее имя и значение;
Что такое ветвление в алгоритме;
Что такое объект;
Что такое свойство объекта;
Что такое класс объектов.
Уметь:
Фиксировать собранную информацию в виде списка;
Упорядочивать короткие списки по алфавиту;
Фиксировать собранную информацию в виде таблицы, структура которой предложена учителем;
Находить нужную информацию в таблице;
Находить нужную информацию в источниках. Предложенных учителем;
Находить нужную информацию в коротких гипертекстовых документах (при наличии оборудования);
Находить в готовых алгоритмах ветвления и линейные участки;
Исполнять алгоритмы с ветвлением для знакомых формальных исполнителей;
Приводить примеры объектов и их свойств;
Находить среди данных объект с заданными свойствами;
Выполнять свойства, общие для различных объектов;
Объединять объекты в классы, основываясь на общности их свойств;
Определять истинность сложных высказываний;
На клетчатом поле находить клетку с заданным адресом;
На клетчатом поле определять адрес указанной клетки.