Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение» составлена на основе УМК «Перспективная начальная школа», авторской программы Чураковой Н.А., Малаховской О.В. «Литературное чтение» образовательной программы «Перспективная начальная школа», разработанной авторским коллективом под руководством Р.Г. Чураковой. Цель курса «Литературное чтение» - сформировать инструментарий, необходимый и достаточный для того, чтобы в основной школе уметь полноценно читать и воспринимать во взаимосвязях произведения фольклора и авторской литературы, а также получать эстетическое удовольствие от текстов, представляющих разные типы повествования: прозу и поэзию, сформировать инструментарий для анализа художественных произведений.
Основная цель выражается в главных идеях:
- сформировать грамотные представления о фольклорных жанрах и произведениях авторской литературы;
- познакомить обучающихся с доступными их восприятию художественными приёмами: олицетворением, сравнением и контрастом;
- на материале произведений живописи и графики показать особенности художественного образа в изобразительном искусстве;
- на музыкальном материале показать особенности художественного образа в музыкальном искусстве;
Программа 3-го класса знакомит школьников с такими древними жанрами, как сказка о животных, басня, пословица. В 3-м классе формируются самые первые представления о литературном процессе как движении от фольклора к авторской литературе.
Углубляется знакомство с особенностями поэтики разных жанров, и расширяется читательский кругозор младших школьников. Основной литературой для анализа является по-прежнему классическая современная детская литература, русская и зарубежная литература. Круг чтения расширяется за счет фольклорных текстов разных народов, а также за счет современной литературы, которая близка и понятна и детям, и взрослым. Продолжается знакомство младших школьников с живописными произведениями, которые не являются сюжетными аналогами изучаемых литературных произведений, но представляют собой каждый раз живописную параллель тому мировосприятию, которое разворачивается в литературном произведении. Программа предусматривает знакомство с некоторыми важными особенностями поэтической формы. Не пользуясь специальной терминологией, школьники будут иметь возможность оценить coдержательную выразительность парной и перекрестной рифмы, и ознакомятся с понятием ритма, создающегося чередованием разного вида рифм.
Итогом третьего года обучения должно стать представление о движении литературного процесса, об общих корнях и путях развития литературы разных народов; переживание особенностей художественного образа в прозаическом и поэтическом произведениях
Логика изложения и содержание авторской программы полностью соответствует требованиям Федерального компонента государственного стандарта начального образования, поэтому в программу не внесено никаких изменений.
1.Общая характеристика учебного предмета
«Литературное чтение» является базовым гуманитарным предметом в начальной школе, с помощью которого можно решать не только узко предметные задачи, но и общие для всех предметов задачи гуманитарного развития младшего школьника. Это, прежде всего, воспитание сознания, чутко и интеллигентно воспринимающего мир (не только произведения литературы и художественной культуры, но и весь окружающий мир - мир людей и природы). Только такое специально воспитанное сознание, способное обнаруживать смысл и красоту в окружающем мире, имеет возможность в процессе взросления не скучать и не растрачивать себя попусту. Такое сознание всегда ощущает себя укоренённым: в произведениях художественной культуры, в красоте природы, в ценности человеческих чувств и отношений.
Основная литературоведческая цель курса «Литературное чтение» в начальной школе - сформировать за 4 года инструментарий, необходимый и достаточный для того, чтобы в основной школе уметь полноценно читать и воспринимать во взаимосвязях произведения фольклора и авторской литературы, а также получать эстетическое удовольствие от текстов, представляющих разные типы повествования: прозу и поэзию.
Основная цель выражается в главных идеях, развиваемых на протяжении 4 летобучения, а также в конкретных задачах, решение которых помогает осуществить главные идеи. Главных идей несколько, и без их решения невозможно реализовать основную цель обучения (сформировать инструментарий для анализа художественных произведений).
Идея первая.
Необходимо сформировать грамотные представления о взаимосвязях мифа, фольклорных жанров и произведений авторской литературы.
• Фольклор, во-первых, предшествует авторской литературе; во-вторых, существует параллельно с авторской литературой; в-третьих, живет в авторской литературе в скрытом и снятом виде (в виде композиционных структур, сюжетных схем, фигур и приемов). Авторская литература использует: а) жанровые структуры фольклора (жанр сказки, все малые жанры); б) сюжетно-композиционные особенности жанров фольклора; в) фигуры (повтор) и художественные приемы, большая часть которых имеет древнейшее происхождение.
• Миф - это способ жизни человечества в древности, в до письменный период истории, помогавший установить отношения человека с миром природы. Миф воспринимает мир как борьбу своей, присвоенной части мира, и чужой, не присвоенной его части. С мифом напрямую связаны как малые жанры фольклора, так и его «большие» жанры. Большая часть малых жанров фольклора носит обрядово-игровой характер. Загадка - это древний способ шифровать и запоминать важнейшие сведения о природе; закличка — способ уговаривать (заклинать) природу. Считалка - древний способ тайного счета и способ бросать жребий. Миф связан с такими жанрами фольклора, как сказка о животных и волшебная сказка. В сказке о животных находят выражение древнейшие представления о животных-тотемах. В волшебной сказке животное-тотем является одним из волшебных помощников героя. Волшебная сказка отражает древнейший обряд посвящения юного человека в мир взрослых, смысл которого - в прохождении посвящаемым ряда испытаний, в результате чего и происходит повзросление, переход человека в новое качество.
• Мифологические сюжеты и фольклорные жанры сходны в разных культурах мира, имеют международный характер.
• Использование авторской литературой фольклорных жанров, сюжетных линий и приемов не делает авторские произведения фольклорными. В авторской литературе другой мир ценностей: главными являются не групповые ценности людей, подчиняющихся природному ритму, - главным становится жизнь конкретного человека с его индивидуальными переживаниями. Авторские произведения - это уникальные истории человеческих переживаний. Фольклорные тексты - это повторяющиеся истории выживания в борьбе с волшебным миром (чужим, не присвоенным миром), заканчивающиеся победой над ним и восстановлением нарушенного порядка.
Идея вторая.
Необходимо постепенно формировать базовое понятие курса «Литературное чтение» - понятие художественного образа.
• Познакомить младших школьников с доступными их восприятию художественными приемами: олицетворением, сравнением и антитезой, которую мы называем приемом контраста.
Примечание. Конечно, проследить древнейшую природу основных художественных приемов в начальной школе не представляется возможным, но сам учитель должен чувствовать их мифологическую укорененность: в олицетворении хорошо видно его древнее происхождение, связанное с одушевлением предметов и явлений; в основе сравнения - древнейшее представление о взаимосвязи и взаимопревращаемости всех предметов и явлений; в основе контраста древнейший способ воспринимать мир в оппозициях
Любой художественный прием - в силу присущей его природе двуплановости - является первоклеткой художественного образа, поэтому воспитанная на уроках способность выделять в тексте и понимать художественные приемы - это первый шаг на пути к пониманию особенностей художественного образа.
• На материале произведений живописи и графики показать школьникам особенности художественного образа в изобразительном искусстве. Сначала - на материале классических иллюстраций к конкретным фольклорным и литературным текстам: школьники смогут убедиться в том, что писатель (поэт) и художник могут поделиться сходным переживанием и что их оценка событий или героев может быть похожа, но выражена разным языком - языком литературы или языком живописи (графики); потом - на материале живописных произведений, не связанных с текстами тематически, но связанных сходством восприятия мира писателем (поэтом) и художником.
• Создать условия (подбором текстов и системой вопросов) для интуитивного понимания отличия правды жизни от художественной правды. Художественная правда при этом понимается как правда чувств и отношений, которая может быть представлена в любых вымышленных обстоятельствах.
Идея третья.
Необходимо учить младших школьников различать сначала жанры фольклора, потом жанры литературы, поскольку сама структура любого жанра содержательна. Вместе с тем необходимо показывать условность жанровых границ. То же самое касается деления литературы на разные типы повествования.
• Несмотря на существующее жанровое деление, границы между жанрами как фольклора, так и литературы не строги и размыты. Прибаутка может включать в себя небылицу и дразнилку; колыбельную песенку - закличку; рассказ - сказку и т. д. Если школьник с нашей помощью сумеет обнаруживать сложную природу текста, то его восприятие текста станет многомерным, он сумеет понять неоднозначность и авторского замысла, и мира фольклора, и литературы в целом.
• Границы между разными типами повествования (прозой, поэзией, драмой) и определенны, и условны одновременно: их объединяет не только единство мира ценностей, но и единство приемов, которыми пользуется каждый тип (способность прозы и драмы быть лиричными; способность поэзии быть эпичной, а также обрастать чертами драматического искусства). Это очень важно в дальнейшем, когда в основной школе учащиеся познакомятся с разными родами литературы (эпосом, лирикой и драмой), потому что ЭПОС - далеко не всегда прозаическое произведение (это может быть и поэма), а ЛИРИКА - далеко не всегда стихотворное. Важно, чтобы у школьника не сформировался неверный стереотип.
Идея четвертая.
Необходимо помочь младшим школьникам полюбить поэзию, научить наслаждаться особенностями поэтической формы. Если этого не сделать в начальной школе, поэзия как область искусства может быть навсегда потеряна для многих школьников.
• Не пользуясь специальной терминологией, создать условия для того, чтобы школьник почувствовал СОДЕРЖАТЕЛЬНОСТЬ тех особенностей поэзии, которые принято считать формальными: содержательность рифмы (парной, перекрестной, охватной); содержательность размера (последовательности ударных и безударных слогов в строчке + длины строчки); содержательность типа окончаний рифмы (мужское, женское, дактилическое) и т. д.
• На материале разных переводов одного и того же короткого стихотворения учить различать нюансы смысла, порождаемые разной ФОРМОЙ; анализируя особенности поэтической формы, учить видеть АВТОРА переводов, постигать особенности его восприятия мира и его творческого почерка.
Литературное чтение является одним из базовых предметов начальной школы, общекультурное и метапредметное значение, которого выходит за рамки предметной области. Во-первых, эта предметная область, как никакая другая, способствует формированию позитивного и целостного мировосприятия младших школьников, а также отвечает за воспитание нравственного, ответственного сознания. Во-вторых, средствами этого предмета формируется функциональная грамотность школьника и достигается результативность в целом. Освоение умений чтения и понимания текста, формирование всех видов речевой деятельности, овладение элементами коммуникативной культуры и, наконец, приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности – вот круг тех метапредметных задач, которые целенаправленно и системно решаются в рамках данной предметной области. Именно чтение лежит в основе всех видов работы с информацией, начиная с ее поиска в рамках одного текста или в разных источниках, и заканчивая ее интерпретацией и преобразованием.
Особое место в рамках литературного чтения занимает накопление опыта самостоятельной (индивидуальной и коллективной) интерпретации художественного произведения, который развивается в разных направлениях в системах читательской и речевой деятельности (от освоения детьми разных видов и форм пересказа текста до формирования умений анализировать текст, обсуждать его и защищать свою точку зрения; от формирования навыков учебного чтения по цепочке и по ролям до получения опыта творческой деятельности при инсценировании, драматизации и создании собственных текстов и иллюстраций по мотивам художественного произведения).
Круг детского чтения в программе определяется по нескольким основаниям. Первые два связаны с формированием мотива чтения и созданием условий для формирования технического умения чтения. Так, на начальном этапе формирования этого умения обеспечен приоритет стихотворных текстов или прозаических текстов с повторяющимися словами, словосочетаниями, предложениями, абзацами (с целью создать впечатление успешности чтения, что очень важно в период формирования технического умения читать); также обеспечен приоритет текстов шуточного содержания, способных вызвать немедленную эмоцию радости и смеха (поскольку чувство юмора является основной формой проявления эстетического чувства в этом возрасте) для формирования мотива чтения. Тексты каждого года обучения отобраны с учётом их доступности восприятию детей именно этой возрастной группы. Другие основания отбора текстов связаны с необходимостью соблюдения логики развития художественного слова от фольклорных форм к авторской литературе; с необходимостью решать конкретные нравственные и эстетические задачи, главные из которых складываются в определённую нравственную и эстетическую концепцию, развиваемую на протяжении всех четырёх лет обучения; с необходимостью обеспечить жанровое и тематическое разнообразие, создавать баланс фольклорных и авторских произведений, произведений отечественных и зарубежных авторов, произведений классиков детской литературы и современных детских авторов конца 20 – начала 21 века.
2.Место учебного предмета в учебном плане
В соответствии с федеральным базисным учебным планом и учебным планом МБОУ «Саломатовская ООШ» предмет «Литературное чтение» в 3 классе изучается 136 часов в год: 4 часа в неделю, 34 учебные недели.
3.Содержание учебного предмета
Учимся наблюдать и копим впечатления - 17 часов
Обобщённые требования к ЗУН по теме:
Обучающиеся должны знать/понимать:
наизусть 6-8 стихотворений разных авторов;
имена писателей и поэтов, названия и содержание их произведений, прочитанных в классе.
Уметь:
читать правильно и выразительно целыми словами вслух и про себя, учитывая индивидуальный темп чтения;
характеризовать героев произведений; сравнивать характеры героев разных произведений;
выявлять авторское отношение к герою;
находить и различать средства художественной выразительности в авторской литературе;
ориентироваться в книге по ее элементам (автор, название, страница «Содержание», иллюстрации).
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
самостоятельного выбора книги и определения ее содержания по элементам книги;
самостоятельного чтения выбранных книг;
высказывания оценочных суждений о героях произведений;
§ работы со словарями.
Постигаем секреты сравнения - 10 часов
Обобщённые требования к ЗУН по теме:
Обучающиеся должны знать/понимать:
жанры устного народного творчества;
общее представления о сказке, о животных как произведении устного народного творчества, которое есть у всех народов мира;
отличительные особенности сказочных сюжетов.
Уметь:
читать правильно и выразительно целыми словами вслух и про себя, учитывая индивидуальный темп чтения;
различать сказку о животных, басню, волшебную сказку;
различать сказку и рассказ по двум основаниям (или одному из двух оснований): особенности построения и основная целевая установка повествования;
отличать пословицу от других произведений.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
образности речи и мудрости в житейских ситуациях - пословицы;
самостоятельного чтения сказок народов мира;
высказывания оценочных суждений о героях произведений;
§ работы со словарями.
Пытаемся понять, почему люди фантазируют- 11 часов
Обобщённые требования к ЗУН по теме:
Обучающиеся должны знать/понимать:
имена писателей и поэтов, названия и содержание их произведений, прочитанных в классе.
Уметь:
читать правильно и выразительно целыми словами вслух и про себя, учитывая индивидуальный темп чтения;
различать сказку и рассказ по двум основаниям (или одному из двух оснований): особенности построения и основная целевая установка повествования;
характеризовать героев произведений; сравнивать характеры героев разных произведений;
выявлять авторское отношение к герою;
рассказывать о любимом литературном герое;
находить и различать средства художественной выразительности в авторской литературе;
ориентироваться в книге по ее элементам (автор, название, страница «Содержание», иллюстрации).
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
самостоятельного выбора книги и определения ее содержания по элементам книги;
самостоятельного чтения выбранных книг;
высказывания оценочных суждений о героях произведений;
работы со словарями.
4. Учимся любить - 12 часов
Обобщённые требования к ЗУН по теме:
Обучающиеся должны знать/понимать:
имена писателей и поэтов, названия и содержание их произведений, прочитанных в классе.
Уметь:
читать правильно и выразительно целыми словами вслух и про себя, учитывая индивидуальный темп чтения;
различать сказку и рассказ по двум основаниям (или одному из двух оснований): особенности построения и основная целевая установка повествования;
характеризовать героев произведений; сравнивать характеры героев разных произведений;
выявлять авторское отношение к герою;
рассказывать о любимом литературном герое;
находить и различать средства художественной выразительности в авторской литературе;
ориентироваться в книге по ее элементам (автор, название, страница «Содержание», иллюстрации).
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
самостоятельного выбора книги и определения ее содержания по элементам книги;
самостоятельного чтения выбранных книг;
высказывания оценочных суждений о героях произведений;
работы со словарями.
5.Набираемся житейской мудрости - 8 часов
Обобщённые требования к ЗУН по теме:
Обучающиеся должны знать/понимать:
несколько басен наизусть;
имена писателей и поэтов, названия и содержание их произведений, прочитанных в классе.
Уметь:
читать правильно и выразительно целыми словами вслух и про себя, учитывая индивидуальный темп чтения;
различать сказку о животных, басню, волшебную сказку;
характеризовать героев произведений; сравнивать характеры героев разных произведений;
выявлять авторское отношение к герою;
рассказывать о любимом литературном герое;
находить и различать средства художественной выразительности в авторской литературе.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
высказывания оценочных суждений о героях произведений;
§ работы со словарями.
§
6. Продолжаем разгадывать секреты смешного - 11 часов
Обобщённые требования к ЗУН по теме:
Обучающиеся должны знать/понимать:
имена писателей и поэтов, названия и содержание их произведений, прочитанных в классе.
Уметь:
читать правильно и выразительно целыми словами вслух и про себя, учитывая индивидуальный темп чтения;
различать сказку и рассказ по двум основаниям (или одному из двух оснований): особенности построения и основная целевая установка повествования;
характеризовать героев произведений; сравнивать характеры героев разных произведений;
выявлять авторское отношение к герою;
рассказывать о любимом литературном герое;
находить и различать средства художественной выразительности в авторской литературе;
ориентироваться в книге по ее элементам (автор, название, страница «Содержание», иллюстрации).
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
самостоятельного выбора книги и определения ее содержания по элементам книги;
самостоятельного чтения выбранных книг юмористического плана;
высказывания оценочных суждений о героях произведений;
§ работы со словарями.
7. Как рождается герой - 20 часов
Обобщённые требования к ЗУН по теме:
Обучающиеся должны знать/понимать:
имена писателей и поэтов, названия и содержание их произведений, прочитанных в классе.
Уметь:
читать правильно и выразительно целыми словами вслух и про себя, учитывая индивидуальный темп чтения;
различать сказку и рассказ по двум основаниям (или одному из двух оснований): особенности построения и основная целевая установка повествования;
характеризовать героев произведений; сравнивать характеры героев разных произведений;
выявлять авторское отношение к герою;
рассказывать о любимом литературном герое;
находить и различать средства художественной выразительности в авторской литературе;
ориентироваться в книге по ее элементам (автор, название, страница «Содержание», иллюстрации);
составлять тематический, жанровый и монографический сборники произведений.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
самостоятельного выбора книги и определения ее содержания по элементам книги;
самостоятельного чтения выбранных книг;
высказывания оценочных суждений о героях произведений;
§ работы со словарями.
8. Сравниваем прошлое и настоящее - 13 часов
Обобщённые требования к ЗУН по теме:
Обучающиеся должны знать/понимать:
о связи произведений литературы с живописными и музыкальными произведениями, о мировосприятии их авторов;
имена писателей и поэтов, композиторов, живописцев, названия и содержание их произведений, прочитанных, увиденных и услышанных в классе.
Уметь:
читать правильно и выразительно целыми словами вслух и про себя, учитывая индивидуальный темп чтения;
различать сказку о животных, басню, волшебную сказку;
различать сказку и рассказ по двум основаниям (или одному из двух оснований): особенности построения и основная целевая установка повествования;
характеризовать героев произведений; сравнивать характеры героев разных произведений;
выявлять авторское отношение к герою;
рассказывать о любимом литературном герое;
находить и различать средства художественной выразительности в авторской литературе.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
самостоятельного выбора книги и определения ее содержания по элементам книги;
самостоятельного чтения выбранных книг;
высказывания оценочных суждений о героях произведений;
§ работы со словарями.
Планируемые результаты изучения учебного предмета
Обучающиеся по курсу «Литературное чтение» к концу третьего года обучения должны знать/понимать:
наизусть 6-8 стихотворений разных авторов;
имена писателей и поэтов, названия и содержание их произведений, прочитанных в классе.
Уметь:
читать правильно и выразительно целыми словами вслух и про себя, учитывая индивидуальный темп чтения;
различать сказку о животных, басню, волшебную сказку;
различать сказку и рассказ по двум основаниям (или одному из двух оснований): особенности построения и основная целевая установка повествования;
характеризовать героев произведений; сравнивать характеры героев разных произведений;
выявлять авторское отношение к герою;
рассказывать о любимом литературном герое;
находить и различать средства художественной выразительности в авторской литературе;
ориентироваться в книге по ее элементам (автор, название, страница «Содержание», иллюстрации);
составлять тематический, жанровый и монографический сборники произведений.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
самостоятельного выбора книги и определения ее содержания по элементам книги;
самостоятельного чтения выбранных книг;
высказывания оценочных суждений о героях произведений;
работы со словарями.
Формы контроля уровня достижений и критерии оценки
Контрольная проверка навыка чтения проводится ежемесячно у каждого учащегося, оценка выставляется в классный журнал по следующим критериям : беглость, правильность, осознанность, выразительность.
Оценка "5" ставится, если выполнены все 4 требования.
Оценка "4" ставится, если выполняется норма чтения по беглости (в каждом классе и в каждой четверти она разная), но не выполнено одно из остальных требований.
Оценка "3" ставится, если выполняется норма по беглости, но не выполнено два других требования.
Оценка "2" ставится, если выполняется норма беглости, но не выполнены остальные три требования или не выполнена норма беглости, а остальные требования выдержаны. В индивидуальном порядке, когда учащийся прочитал правильно, выразительно, понял прочитанное, но не уложился в норму по беглости на небольшое количество слов, ставится положительная отметка.
Чтение наизусть
Оценка "5" - твердо, без подсказок, знает наизусть, выразительно читает.
Оценка "4" - знает стихотворение наизусть, но допускает при чтении перестановку слов, самостоятельно исправляет допущенные неточности.
Оценка "3" - читает наизусть, но при чтении обнаруживает нетвердое усвоение текста.
Оценка "2" - нарушает последовательность при чтении, не полностью воспроизводит текст
Выразительное чтение стихотворения
Требования к выразительному чтению:
1. Правильная постановка логического ударения
2. Соблюдение пауз
3. Правильный выбор темпа
4. Соблюдение нужной интонации
5. Безошибочное чтение
Оценка "5" - выполнены правильно все требования
Оценка "4" - не соблюдены 1-2 требования
Оценка "3" -допущены ошибки по трем требованиям
Оценка "2" - допущены ошибки более, чем по трем требованиям
Чтение по ролям
Требования к чтению по ролям:
1. Своевременно начинать читать свои слова
2. Подбирать правильную интонацию
3. Читать безошибочно
4. Читать выразительно
Оценка "5" - выполнены все требования
Оценка "4" - допущены ошибки по одному какому-то требованию
Оценка "3" - допущены ошибки по двум требованиям
Оценка "2" -допущены ошибки по трем требованиям
Пересказ
Оценка "5" - пересказывает содержание прочитанного самостоятельно, последовательно, не упуская главного (подробно или кратко, или по плану), правильно отвечает на вопрос, умеет подкрепить ответ на вопрос чтением соответствующих отрывков.
Оценка "4" -допускает 1-2 ошибки, неточности, сам исправляет их
Оценка "3" - пересказывает при помощи наводящих вопросов учителя, не умеет последовательно передать содержание прочитанного, допускает речевые ошибки.
Оценка "2" - не может передать содержание прочитанного.