Рабочая программа по окружающему миру соответствует федеральному государственному стандарту начального общего образования. Рабочая программа разработана на основе авторской программы УМК «Перспективная начальная школа» по окружающему миру О.Н. Федотовой, Г.В. Трафимовой, Л.Г. Кудровой.
Логика изложения и содержание авторской программы полностью соответствует требованиям Федерального компонента государственного стандарта начального образования, поэтому в программу не внесено никаких изменений.
1.Общая характеристика учебного предмета
Специфика предмета «Окружающий мир» состоит в том, что он имеет ярко выраженный интегрированный характер, соединяющий в равной мере природоведческие, исторические, обществоведческие и другие знания, что даёт возможность ознакомить учащихся с некоторыми доступными для их понимания положениями естественных и социально-гуманитарных наук. Интегрированный характер самого курса, а также реализация межпредметных связей с литературным чтением, русским языком, математикой, технологией в УМК «Перспективная начальная школа» обеспечивают в полной мере формирование у детей целостной картины мира, осознание места человека в этом мире, определение своего места в ближайшем окружении, в общении с людьми, обществом и природой.
Курс начального образования по окружающему миру ориентирован на ознакомление обучающихся с некоторыми элементарными способами изучения природы и общества методами наблюдения и постановки опытов, на выявление и понимание причинно-следственных связей в мире, окружающем ребёнка, с привлечением многообразного материала о природе и культуре родного края.
С внедрением стандартов второго поколения важнейшей задачей образования в начальной школе становится формирование универсальных (метапредметных) и предметных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе. Эта задача решается в ходе образовательного процесса всеми образовательными областями, каждая из которых имеет свою специфику.
Цель изучения предмета «Окружающий мир» – формирование исходных представлений о природных и социальных объектах и явлениях как компонентов единого мира; практико-ориентированных знаний о природе, человеке, обществе; метапредметных способов действий (личностных, познавательных коммуникативных, регулятивных).
Основные учебно-воспитательные задачи предмета приведены в соответствие с направлениями федерального компонента Государственного стандарта начального общего образования:
сохранение и поддержка индивидуальности ребенка на основе учета его жизненного опыта (опыта городской жизни – с развитой инфраструктурой, с разнообразными источниками информации);
последовательное формирование у школьников общеучебных умений, основанных на способности ребенка наблюдать и анализировать, выделять существенные признаки и на их основе проводить обобщение; специальных умений – работа с научно-популярной, справочной литературой и проведение фенологических наблюдений, физических опытов, простейших методов измерений;
изучение школьниками взаимосвязей жизнедеятельности человека и природы, человека и общества (на уровне ознакомления), знаний об объектах, явлениях, закономерностях окружающего мира и методах его познания с целью дальнейшего изучения в основной школе естественнонаучных и обществоведческих дисциплин;
воспитание у школьников бережного отношения к объектам природы и результатам труда людей, сознательного отношения к здоровому образу жизни, формирование элементарной экологической культуры, формирование навыков нравственного поведения в природе, быту, обществе;
охрана и укрепление психического и физического здоровья детей.
В 3-м классе расширяются знания школьников об источниках информации. Учащиеся могут быть ознакомлены с устройством простейших измерительных приборов (лупа, микроскоп как система увеличительных стекол, песочные часы, часы, термометр, осадкомер, флюгер) и моделей (географическая карта, глобус).
Одной из задач обучения является «открытие» школьниками эксперимента как способа проверки выдвигаемых гипотез. Содержание темы «Неживая природа. Тела и вещества» позволит более глубоко раскрыть прежде изученные взаимосвязи неживой и живой природы. Знания о живой и неживой природе расширяются за счет изучении свойств жидкостей и газов, круговорота воды в природе, изучения природных сообществ (луг, лес, водоем) и цепей питания.
Следующая содержательная линия курса связана с обучением учащихся простейшим способам ориентации на местности и формированием первоначальных географических представлений о родной стране, ее столице, о разных странах мира и нашей планете в целом.
Программа разработана в соответствии с требованиями новых образовательных стандартов, сделавших упор на формирование общеучебных умений и навыков, на использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни
2.Место учебного предмета в учебном плане
В соответствии сфедеральным базисным планом и учебным планом МБОУ «Саломатовская ООШ « предмет «Окружающий мир» в 3 классе изучается 68 часов в год: 2 часа в неделю, 34 учебные недели.
.
3.Содержания учебного предмета «Окружающий мир»
1. Планета, на которой мы живем - 12 часов
Глобус – модель Земли. Экватор. Параллели и меридианы.
Географическая карта как ещё один источник получения информации об окружающем мире. Карта полушарий. Северное и Южное полушария. Западное и Восточное полушария. Физическая карта России. Условные обозначения на физической карте.
Материки и океаны (названия, расположение на карте и глобусе).
План местности. Масштаб. Стороны горизонта. Линия горизонта. Ориентирование на местности: горизонт, стороны горизонта, линия горизонта. Компас.
Общие представления об основных формах поверхности: горы, равнины, холмы, овраги. Их особенности, сходства и различие.
Практические работы: работа с физическими и контурными картами России, с планом местности. Крупные равнины и горы ( 3 – 5 названий), моря, реки, озёра (3 – 5 названий). Работа с компасом (знакомство и устройство), определение сторон горизонта по компасу. Сравнение карты и плана, элементарные приёмы чтения плана и карты.
Экскурсия: изучение основных форм поверхности родного края.
Обобщённые требования к ЗУН по теме:
Обучающиеся должны знать/понимать:
§ устройство и назначение компаса;
§ географическое положение России и своего края (примерное положение своего города, села, поселка на карте);
§ глобус – модель Земли;
§ понятия «экватор», «параллели», «меридианы»;
§ материки и океаны (названия, расположение на карте и глобусе);
§ карту полушарий, физическую карту России, условные обозначения;
§ понятие «план местности» и условные обозначения, масштаб;
§ поверхности; равнины, холмы, овраги, способы изображения земной поверхности;
§ особенности своего природного края: поверхность, водоемы, природные сообщества, их использование и охранные мероприятия на территории родного края;
Уметь:
§ соблюдать правила безопасности при проведении опытов и уроков-экскурсий, предусмотренных программой
§ пользоваться простейшим лабораторным оборудованием и приборами (лупа, термометр, компас, флюгер, часы и др.);
§ ориентироваться на местности по солнцу, местным признакам и по компасу;
§ показывать на карте, глобусе материки, океаны, моря, горы, равнины, реки (без названий); некоторые города России (города Москву, Санкт-Петербург, города Золотого Кольца России, родной город, примерное положение своего поселка, села);
§ работать с картой, выполнять задания на контурной карте;
§ называть отличия плана местности от рисунка местности;
§ называть части холма;
§ делать небольшие сообщения (доклады) для учащихся первых, вторых, третьих классов;
§ написать письмо в детский научный клуб «Мы и окружающий мир».
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для того, чтобы:
§ ориентироваться на местности по компасу;
§ рассказывать о родном крае, родной стране, Красной книге, правилах поведения в природе;
§ удовлетворять познавательные интересы с помощью поиска дополнительной информации словарях, справочниках, литературных источниках.
2. Неживая природа. Взаимосвязь неживой и живой природы - 34 часа
Первоначальные представления о веществе. Примеры твёрдых, жидких, газообразных веществ.
Вода. Свойства воды в жидком состоянии (ранее изученные и новые): текучесть, не имеет формы, запаха, цвета, при нагревании расширяется, при охлаждении сжимается и др. Вода – растворитель. Очистка воды от примесей с помощью фильтра. Свойства воды в твёрдом состоянии (свойства льда). Свойства воды в газообразном состоянии.
Три состояния воды. Вода в природе. Туман, облака, осадки.
Круговорот воды в природе. Значение воды для растений, животных, человека. Охрана водоёмов, бережное отношение к воде.
Воздух – смесь газообразных веществ (азот, кислород, углекислый газ и другие газы).
Свойства воздуха (ранее изученные и новые). Воздух прозрачен, бесцветен, не имеет запаха, при нагревании расширяется, при охлаждении сжимается, плохо проводит тепло. Значение воздуха на Земле для растений, животных и человека. Охрана воздуха от загрязнений.
Движение воздуха (ветер), температура воздуха. Первые представления о погоде: облачность, ветер, осадки, температура воздуха.
Твёрдые вещества. Свойства твёрдых тел (на примере полезных ископаемых). Горные породы. Полезные ископаемые. Использование и охрана полезных ископаемых.
Практические работы: изучение свойств воды в жидком и твёрдом состоянии. Измерение температуры воды и воздуха с помощью термометра. Изучение свойств полезных ископаемых (известняка, мрамора, песка, глины). Расширение твёрдых тел при нагревании. Сравнение минералов по твёрдости. Изучение свойств воздуха. Доклады для первоклассников и второклассников о безопасном поведении во время гололёда. Изготовление модели термометра, компаса.
Разрушение твёрдых пород под воздействием воды, ветра, растений, колебаний температуры воздуха.
Почва – единство живого и неживого, её примерный состав, свойства, значение для жизни. Разнообразие живых организмов почвы: растения, грибы, животные, микроорганизмы. Почвы родного края. Разрушение почв под действием потоков воды, ветра, непродуманной хозяйственной деятельности. Охрана почв.
Экскурсия: «Почвы родного края».
Практические работы: определение примерного состава почвы.
Обобщённые требования к ЗУН по теме:
Обучающиеся должны знать/понимать:
устройство и назначение термометра, фильтров, флюгера, компаса;
понятия «тела» и «вещества», неживые и живые тела (на уровне первичных представлений);
три состояния веществ в природе;
основные свойства воды и воздуха;
источники загрязнения и простейшие способы очистки воды;
круговорот воды в природе;
некоторые свойства твердых веществ на примере твердых полезных ископаемых (мрамор, песок, глина);
полезные ископаемые родного края;
свойства полезных ископаемых;
особенности своего природного края: поверхность, водоемы, природные сообщества, использование и охранные меры родного края;
§ устройство и назначение термометра, фильтров, флюгера, компаса;
§ горные породы, процесс почвообразования (выветривание, разрушение под воздействием солнца, ветра, воды);
§ значение почв в жизни человека, называть мероприятия по охране почв;
§ особенности своего природного края: поверхность, водоемы, природные сообщества, использование и охранные меры родного края;
Уметь:
соблюдать правила безопасности при проведении опытов и уроков-экскурсий, предусмотренных программой;
пользоваться простейшим лабораторным оборудованием и приборами (лупа, термометр, компас, флюгер, часы и др.);
проводить простейшие опыты при изучении свойств воды, воздуха, почвы;
измерять температуру воды и воздуха;
письменно фиксировать результаты наблюдений за погодой, другими природными явлениями;
делать небольшие сообщения (доклады) для учащихся вторых-третьих классов;
узнавать в окружающем их мире изученные растения и животных;
делать небольшие сообщения (доклады) для учащихся вторых-третьих классов;
написать письмо в детский научный клуб «Мы и окружающий мир».
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для того, чтобы:
принимать посильное участие в охране и защите природы;
использовать термометр для измерения температуры воздуха;
оценивать воздействие человека на природу (положительное и отрицательное);
выполнять правила поведения в природе;
рассказывать о родном крае, родной стране, Красной книге, правилах поведения в природе;
удовлетворять познавательные интересы с помощью поиска дополнительной информации в словарях, справочниках, литературных источниках.
3. Природные сообщества - 16 часов
Лес, луг, водоём, поле, болото. Взаимосвязи в сообществах. Растения и животные природных сообществ. Развитие животных (на примере появление из яйца и развития бабочки – капустницы).
Растения и животные природных сообществ родного края. Роль и значение природных сообществ в жизни человека. Влияние человека на природные сообщества.
Охрана природных сообществ родного края. Безопасное поведение человека в природе (у водоёма, в лесу, вблизи болот). Человек – защитник природы.
Практические работы: участие в элементарной экологической деятельности (зимняя подкормка птиц). Работа с гербариями растений природных сообществ: описание внешнего вида, условий произрастания. Уход за комнатными растениями.
Обобщённые требования к ЗУН по теме:
Обучающиеся должны знать/понимать:
§ особенности своего природного края: поверхность, водоемы, природные сообщества, использование и охранные меры родного края;
§ многообразие животного и растительного мира леса, луга, водоемов, поля, болот;
§ понятие «природное сообщество»;
§ значение леса для природы и для жизни человека;
§ реки и озёра России, родного края;
§ о безопасном поведении человека в природе (у водоема, в лесу, вблизи болот);
§ о развитии животных;
§ охранные мероприятия по сохранению природы родного края;
Уметь:
соблюдать правила безопасности при проведении опытов и уроков-экскурсий, предусмотренных программой;
пользоваться простейшим лабораторным оборудованием и приборами (лупа, термометр, компас, флюгер, часы и др.);
письменно фиксировать результаты наблюдений за погодой, другими природными явлениями;
узнавать в окружающем их мире изученные растения и животных;
раскрывать связи между обитателями разных природных сообществ, составлять цепи питания;
охранять природные богатства;
выполнять правила безопасного поведения в лесу, у водоёмов, болот;
показывать на карте реки и озёра;
называть растения и животных из Красной книги родного края;
делать небольшие сообщения (доклады) для учащихся вторых-третьих классов;
написать письмо в детский научный клуб «Мы и окружающий мир».
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для того, чтобы:
принимать посильное участие в охране и защите природы;
оценивать воздействие человека на природу (положительное и отрицательное);
выполнять правила поведения в природе;
рассказывать о родном крае, родной стране, Красной книге, правилах поведения в природе;
удовлетворять познавательные интересы с помощью поиска дополнительной информации в словарях, справочниках, литературных источниках.
4. Наша страна Россия - 6 часов
Лента времени. Города России – Золотое кольцо России. Названия городов Золотого кольца, расположение на карте, достопримечательности – памятники зодчества и живописи (межпредметные связи с уроками литературного чтения).
Санкт-Петербург. Расположение на карте. Основание Санкт-Петербурга. План – карта
Санкт-Петербурга VIII века. Достопримечательности Санкт-Петербурга (памятник Петру I – «Медный всадник». Петропавловская крепость, Летний сад, Адмиралтейство, Домик Петра, Зимний дворец, Эрмитаж)
Практические работы: работа с картой – города Золотого кольца России, расположение Санкт-Петербурга. Определение последовательности исторических событий (раньше, позже), соотнесение века с годами по ленте времени.
Экскурсия в краеведческий музей.
Обобщённые требования к ЗУН по теме:
Обучающиеся должны знать/понимать:
положение России и своего края (города, примерное положение своего села, поселка) на карте;
города Золотого кольца России (названия трех-четырех городов) и их достопримечательности;
достопримечательности Санкт-Петербурга.
понятие «век», «год», «месяц»;
основные изменения облика Московского Кремля с XII по XVвек»
Уметь:
соблюдать правила безопасности при проведении опытов и уроков-экскурсий, предусмотренных программой;
ориентироваться по ленте времени;
показывать на карте, глобусе материки, океаны, моря, горы, равнины, реки (без названий); некоторые города России (город Санкт-Петербург, города Золотого кольца России, родной город, примерное положение своего поселка, села);
описывать историю возникновения и строительства Санкт-Петербурга;
показывать на карте родной город Курган и рассказывать о достопримечательностях;
делать небольшие сообщения (доклады) для учащихся вторых-третьих классов;
написать письмо в детский научный клуб «Мы и окружающий мир».
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для того, чтобы:
принимать посильное участие в охране и защите природы;
рассказывать о родном крае, родной стране, Красной книге, правилах поведения в природе;
удовлетворять познавательные интересы с помощью поиска дополнительной информации в словарях, справочниках, литературных источниках.
4.Планируемые результаты изучения учебного предмета
Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир»
в 3 – м классе является формирование следующих умений:
Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека.
Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно
оценить как хорошие или плохие.
Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир»
в 3-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий:
Регулятивные УУД:
Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.
Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.
Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.
Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.
В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.
Познавательные УУД:
Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.
Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.
Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлятьинформацию в виде текста, таблицы, схемы.
Коммуникативные УУД:
Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.
Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план.
Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.
Предметными результатами изучения курса «Окружающий мир»
в 3-ем классе является формирование следующих умений:
приводить примеры тел и веществ, твёрдых тел, жидкостей и газов, действий энергии;
· приводить примеры взаимосвязей между живой и неживой природой;
· объяснять значение круговорота веществ в природе и жизни человека;
· приводить примеры живых организмов разных «профессий»;
· перечислять особенности хвойных и цветковых растений;
· животных (насекомых, пауков, рыб, земноводных, пресмыкающихся, птиц, зверей), грибов.
· доказывать необходимость бережного отношения людей к живым организмам.
· узнавать о жизни людей из исторического текста, карты и делать выводы;
· отличать предметы и порядки, созданные людьми (культуру), от того, что создано природой;
· объяснять, что такое общество, государство, история, демократия;
· по году определять век, место события в прошлом;
· отличать друг от друга времена Древней Руси, Московского государства, Российской империи, Советской России и СССР, современной России. Узнавать современные герб, флаг, гимн России, показывать на карте границы и столицу.
учиться объяснять своё отношение к родным и близким людям, к прошлому и настоящему родной страны.