Рабочая программа по курсу « Русский язык » для 3 класса разработана в соответствии:
- с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младшего школьника умения учиться;
- с рекомендациями Примерной программы начального общего образования, авторской программы Н. А. Чураковой, О. В. Малаховской, М. Л. Каленчук
« Русский язык», утверждённой МО РФ;
- с возможностями УМК « Перспективная начальная школа».
Рабочая программа для 3 класса рассчитана на 170 часов в год – 5 часов в неделю.
За год проводятся 2 контрольные работы с грамматическим заданием по полугодиям и в конце учебного года – контрольный тест, а также в течение года предусмотрены организационные формы, обучающие школьников распределять работу с соседом по парте, меняться ролями, проверять работу друг друга, выполнять работу в малых группах.
1.Общая характеристика курса
Цель изучения курса «Русский язык» в начальной школе — развитие речи, мышления, воображения школьников, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения, развитие интуиции и « чувства языка»; освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка; овладение элементарными способами анализа изучаемых явлений языка; овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания; воспитание эмоционально – ценностного отношения к родному языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к родному слову, стремления совершенствовать свою речь.
С внедрением стандартов второго поколения важнейшей задачей образования в начальной школе становится формирование универсальных (метапредметных) и предметных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе. Эта задача решается в ходе образовательного процесса всеми образовательными областями, каждая из которых имеет свою специфику.
Специфика предмета «Русский язык » состоит в том, что он имеет ярко выраженный интегрированный характер. Интегрированный характер самого курса, а также реализация межпредметных связей с литературным чтением, окружающим миром, математикой в УМК «Перспективная начальная школа» обеспечивают в полной мере формирование у детей целостной картины мира, осознание места человека в этом мире, определение своего места в ближайшем окружении, в общении с людьми.
На уроках русского языка и окружающего мира обучающиеся знакомятся с различными видами словарей. Школьник вынужден постоянно обращаться к словарям, решая конкретные языковые задачи. Разработана система заданий, не позволяющая обучающемуся ответить на вопрос или выполнить задание, пока он не добудет недостающую часть знаний в «другой» книге.
Интеграция позволяет устанавливать связь между полученными знаниями и конкретной практической деятельностью обучающихся по применению этих знаний, например интрига. Интрига в учебниках русского языка и литературного чтения позволяет практически осваивать сюжетно-композиционные особенности жанра волшебной сказки; побуждает обучающихся постоянно удерживать в сознании два плана – план интриги и план решения учебной задачи, что является важным и полезным психологическим тренингом.
Основными задачами начального образования являются: развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению, формирование желания и умения учиться; воспитание нравственных и эстетических чувств, эмоционально-целостного позитивного отношения к себе и окружающим.
Данный курс создан на основе принципов, сформулированных в развивающей личностно – ориентированной системе обучения « Перспективная начальная школа», основной целью которой является оптимальное развитие каждого ребёнка на основе педагогической поддержки его индивидуальности( возраста, способностей, интересов, склонностей, развития ) в условиях специально организованной учебной деятельности. Ученик как равноправный участник процесса выступает то в роли обучаемого, то в роли обучающего, то в роли организатора учебной ситуации.
Принцип непрерывного общего развития каждого обучаемого (одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья) предполагает ориентацию содержания курса математики на духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающих принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей; на формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности — умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в образовательном процессе.
Принцип целостности картины мира предполагает отбор интегрированного содержания курса, который помогает обучаемому удержать и воссоздать целостность картины мира.
Для создания или восстановления целостной картины мира в учебнике продумана внешняя интрига, герои которой будут сопровождать школьника на протяжении 4-х лет обучения. Эти герои — действующее интеллектуальное окружение школьника, они не только наравне с ним решают те же задачи, но и завязывают с ним содержательную переписку, смысл которой не только в том, чтобы создать интерактивную форму обучения русскому языку, но и в том, чтобы возродить почти утраченную культуру переписки, возродить почти утраченную культуру клубной работы для младших школьников, восстановить тот воспитательный потенциал (без прежней идеологической подоплеки), который несли в себе прежние идеологические объединения школьников. Для восстановления целостной картины мира особое внимание в УМК уделяется системе иллюстраций. Огромное психологическое воздействие иллюстраций на сознание ребенка — хорошо известный факт. Разработанная система иллюстраций включает:
а)иллюстрации внешней интриги, которые позволяют школьнику удерживать в сознании образы тех героев, которые его сопровождают в книге;
б)дидактические иллюстрации, которые носят образно-ассоциативный характер и помогают школьникам понять абстрактные языковые закономерности;
в) иллюстрации к текущим стихотворным текстам.
Для построения целостной картины мира, формирования речевой культуры младших школьников, поддержания интереса к занятиям по развитию речи в УМК по русскому языку разработана система работы с живописными произведениями, которая проводится на материале репродукций, помещенных в учебнике «Литературное чтение».
Принцип учета индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья) ориентирован на педагогическую поддержку всех детей в образовательном процессе с целью обеспечения роста их творческого потенциала, познавательных мотивов; обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности; усвоения учебного материала.
Реализация этого требования стала возможной в условиях работы школы по Стандарту. В соответствии с требованиями Стандарта в системе планируемых результатов курса особо выделяется учебный материал, имеющий опорный характер, т. е. служащий для последующего обучения. Задаваемый в Стандарте базовый уровень образовательных результатов («Выпускник научится») включает систему таких знаний, умений и учебных действий, которые крайне необходимы для успешного обучения. Кроме того, при наличии целенаправленной специальной работы учителя базовый уровень может быть достигнут подавляющим большинством детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья.
Более высокий (по сравнению с базовым) уровень образовательных результатов («Выпускник получит возможность научиться») характеризуется системой учебных действий в отношении знаний, умений и навыков, расширяющих и углубляющих опорную систему, и достигается группой одаренных детей.
Принцип практической направленности предусматривает формирование средствами курса универсальных учебных действий; способности их применять в условиях решения учебных задач и практической деятельности; умений работать с разными источниками информации (учебник, хрестоматия, рабочая тетрадь, словари, научно-популярные и художественные книги, журналы и газеты, Интернет); умений работать в сотрудничестве в разном качестве (ведущего, ведомого, организатора учебной деятельности); способности работать самостоятельно (понимается не как работа в одиночестве и без контроля, а как работа по самообразованию).
Принцип охраны и укрепления психического и физического здоровья. Это требование базируется на необходимости формирования у детей привычек к чистоте, аккуратности, соблюдению режима дня.
Принципы прочности и наглядности реализуют ведущую дидактическую идею курса через рассмотрение частного (конкретного наблюдения) к пониманию общего (постижению закономерности), и от общего, т. е. от постигнутой закономерности, к частному, т. е. к преобразованию и применению усвоенной закономерности.
Принципы развивающего обучения, ориентированные на осознанность процесса учения, стали основанием для выстраивания линии последовательной фонетической работы; для выявления механизмов работы звука в слове, слова — в предложении, предложения — в тексте. Традиционный принцип прочности, ориентированный на усвоение обязательного минимума содержания образования по предмету, лег в основу организации многократного возвращения к одним и тем же теоретическим проблемам и, тем более, к решению одних и тех же орфографических задач.
Цель комплекта учебников — сделать все три вида анализа слова и предложения (три вида разбора) функционально необходимыми, добиться того, чтобы школьник обнаружил, что разбор помогает ему решать практические задачи правописания. Сведения о происхождении слов (их этимологический анализ — 4-й вид анализа, и данные о том, из какого именно языка пришли слова в русский язык) используются не только для того, чтобы расширить представления школьников об истории языка. Процедура исторического (этимологического) анализа (разбора) помогает обнаружить меняющуюся со временем структуру слова, и — самое главное — привлечь значение слова (т. е. его лексический анализ) для решения орфографической задачи. Суть проводимого все усложняющегося синтаксического анализа простого предложения состоит в том, чтобы помочь школьнику обнаружить функции разных членов предложения и понять зависимость между смыслом высказывания и структурой предложения.
Возможности использования транскрипции в учебниках комплекта «Перспективная начальная школа» ограничиваются тем, что московская младшая норма произношения имеет распространение далеко не во всех регионах страны, а тем более в сельской местности. Решение проблем развития речи опирается на разведение представлений о языке и о речи: язык как система позволяет одно и то же сообщение выразить массой способов, а речь ситуативна — это реализация языка в конкретной ситуации. В связи с этим программой предусматриваются две линии работы: первая поможет школьникам усвоить важнейшие коммуникативные формулы устной речи, регулирующие общение детей и взрослых, детей между собой; вторая линия позволит освоить основные жанры письменной речи, доступные возрасту: от поздравительной открытки и телеграммы до аннотации и короткой рецензии на литературное произведение.
2.Описание места учебного предмета в учебном плане
В соответствии с федеральным базисным учебным планом на изучение предмета «Русский язык» в 3 классе отведено 170 часов ( 5 часов в неделю).
Изменения, внесенные в авторскую программу и учебную программу и их обоснование
Согласно календарному учебному графику работы школы на 2014-2015 учебный год уроки выпадают на праздничные дни 1, 9 мая, поэтому объеденены уроки по темам:
Закрепление общего правила обозначения фонетических чередований на письме: чередующиеся в одном и том же корне звуки обозначаются на письме одинаково, в соответствии с проверкой. Различные способы проверок подобных написаний. Понятие об орфограмме. Виды изученных орфограмм.
Написание двойных согласных в корне слова и на стыках морфем.
Правописание наиболее употребительных приставок, приставки с-, приставок на -с, -з.
Правописание предлогов.
Разграничение на письме приставок и предлогов.
Представление о «беглом гласном» звуке. Написание суффиксов -ик-/-ек- с учетом беглого гласного.
Многозначность слова. Прямое и переносное значение слова. Омонимы. Способы разграничения многозначных и омонимичных слов. Синонимы. Отличия однокоренных слов от синонимов и омонимов. Антонимы.
Происхождение слов. Использование сведений о происхождении слов при решении орфографических задач.
Образование слов с помощью суффиксов. Образование слов с помощью приставок. Образование слов с помощью приставки и суффикса одновременно. Сложные слова с соединительными гласными.
Чередования звуков, видимые на письме (исторические чередования). Системность подобных чередований при словообразовании и словоизменении.
Имя существительное как часть речи. Категориальное значение (значение предметности). Разряды по значению (на уровне наблюдения). Одушевленность. Значение числа. Изменение по числам. Значение рода. Синтаксическое значение падежа (изменение слова для связи с другими словами в предложении). Склонение как изменение по числам и падежам.
Синтаксическая функция имен существительных в предложении.
Три склонения существительных. Правописание безударных падежных окончаний. Написание о-ё после шипящих и ц в падежных окончаниях существительных. Написание существительных с суффиксом -ищ-.
Морфологический разбор имени существительного.
Имя прилагательное как часть речи. Категориальное значение (значение признака). Начальная форма. Зависимость от имени существительного в значениях числа, рода и падежа. Значение числа. Склонение (твердый и мягкий варианты).
Синтаксическая функция имен прилагательных в предложении.
Правописание безударных падежных окончаний. Традиционное написание окончания -ого.
Местоимение как часть речи (общее представление). Категориальное значение (значение указания на имя). Личные местоимения. Изменение по лицам и числам.
Глагол как часть речи (значение действия). Категориальное значение. Неопределенная форма глагола как его начальная форма. Суффикс неопределенной формы -ть (-ти, -чь). Суффикс -л- глагола прошедшего времени. Другие глагольные суффиксы -а, -е, -и, -о, -у, -я, постфиксы -ся (сь). Изменение по временам. Изменение по числам. Изменение в прошедшем времени по родам. Изменение в настоящем и будущем времени по лицам. Связь форм лица с личными местоимениями.
Синтаксическая функция глаголов в предложении.
Различение написания -ться и -тся в глаголах, стоящих в неопределенной форме и в формах 3 л. ед. и мн. ч.
Синтаксис
Понятие о главных и неглавных членах предложения. Подлежащее и сказуемое как основа предложения. Значение второстепенных членов предложения. Понятие дополнения, обстоятельства, определения. Формирование умения ставить смысловые и падежные вопросы к разным членам предложения.
Формирование умения составлять схему предложения.
Разбор простого предложения по членам предложения.
Развитие речи с элементами культуры речи
Построение текста. Выделение в тексте смысловых частей.
Подбор заголовков к каждой части текста и к тексту в целом. Составление плана текста. Использование плана для пересказа текста, устного рассказа по картине, написания изложения и сочинения. Освоение изложения как жанра письменной речи.
Различение текста-описания и текста-повествования. Обнаружение в художественном тексте разных частей: описания и повествования. Сочинение по наблюдениям с использованием описания и повествования.
Сравнение научно-популярных и художественных текстов (интегрированная работа с авторами комплекта по окружающему миру).
Различение развернутого научного сообщения на заданную тему и словарной статьи на эту же тему.
Определение темы и основной мысли живописного произведения.
Сочинение по картине с использованием описания и повествования. Сравнительный анализ разных текстов и живописных произведений, посвященных одной теме (сравнение основной мысли или переживания); сравнительный анализ разных текстов и живописных произведений, посвященных разным темам (сравнение основной мысли или переживания).
«Азбука вежливости»: закрепление основных формул речевого этикета, адекватных ситуации речи (в беседе со школьниками или со взрослыми). Дальнейшее освоение жанра письма с точки зрения композиции и выбора языковых средств в зависимости от адресата и содержания.
Логика изложения и содержание авторской программы Н. А. Чураковой, О. В. Малаховской, М. Л. Каленчук « Русский язык» полностью соответствуют требованиям федерального компонента государственного стандарта начального образования, поэтому в программу не внесено изменений
4. Планируемые результаты усвоения учебного предмета
В результате освоения предметного содержания предлагаемого курса русского языка у учащихся предполагается формирование универсальных учебных действий (познавательных, регулятивных, коммуникативных), позволяющих достигать предметных, метапредметных и личностных результатов.
Ожидаемые результаты формирования УУД к концу 3-го года обучения.
В области познавательных общих учебных действий
обучающиеся научатся, получат возможность научиться:
• свободно ориентироваться в корпусе учебных словарей, быстро находить нужную словарную статью;
• свободно ориентироваться в учебной книге: уметь читать язык условных обозначений; находить нужный текст по страницам «Содержание» и «Оглавление»; быстро находить выделенный фрагмент текста, выделенные строчки и слова на странице и развороте; находить в специально выделенных разделах нужную информацию;
• работать с текстом (на уроках развития речи): выделять в нем тему и основную мысль (идею, переживание); выделять информацию, заданную аспектом рассмотрения, и удерживать заявленный аспект;
• работать с несколькими источниками информации (с частями учебной книги, в одной из которых — система словарей, тетрадью для самостоятельной работы и дополнительными источниками информации — другими учебниками комплекта, библиотечными книгами, сведениями из Интернета); текстами и иллюстрациями к текстам.
В области коммуникативных учебных действий:
а) в рамках коммуникации как сотрудничества:
• работать с соседом по парте, в малой группе, в большой группе: распределять между собой работу и роли, выполнять свою часть работы и встраивать ее в общее рабочее поле;
б) в рамках коммуникации как взаимодействия:
• понимать основание разницы между двумя заявленными точками зрения, двумя позициями и мотивированна присоединяться к одной из них или отстаивать собственную точку зрения;
• находить в учебнике подтверждение своей позиции или высказанным сквозными героями точкам зрения, используя для этой цели-в качестве аргументов словарные статьи, правила, таблицы, модели.
В области регулятивных учебных действий:
• осуществлять самоконтроль и контроль полученного результата.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета.
Все результаты (цели) освоения учебно-методического курса образуют целостную систему вместе с предметными средствами.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
изучения курса « Русский язык » в 3 классе.
Смыслообразование и самоопределение.
Система заданий, нацеленная на децентрацию младшего школьника, ориентирующая его на учет чужой точки зрения, принятие образа» хорошего ученика», самостоятельность и личную ответственность за свои поступки. Организация участия детей в действиях интриги, ориентирующей младшего школьника на помощь героям интриги с целью решать интеллектуальные задачи, на понимание чувств других людей и сопереживание им.
Задания типа «— А если дело не в букве, а в слитном или раздельном написании, это тоже называется орфограммой? — спросила Маша. Как ты ответишь Маше?»; «Помоги ребятам ответить на этот вопрос»; «Почему у твоего соседа по парте на один пример меньше? Глагола с какой приставкой у него не оказалось и почему?»; «Помоги Мише переделать его рассказ, используя синонимы, которые есть у слова "маленький"»; «Миша сказал, что не сумеет точно определить, какой это падеж: Р.п. или В.п. Ты сумеешь помочь Мише?», «Объясни соседу по парте, почему во всех этих словах пишется удвоенная буква Н» и т. д.
б) обучение работе с информацией, представленной в табличной форме: часть 1: с. 56, 63, 71, 116, 117, 122, 127; часть 3: с 6, 15, 42, 69, 104, 105, 107, 108, ПО, 121, 134, 137, 146, 162, 174, 178, 180;
в) формирование умения пользоваться инструкциями в начале и в конце учебника (на форзаце) и инструкциями на страницах учебника: часть 1: с. 18, 19, 22; часть 2: с. 7, 67, 103.
• Получение, поиск и фиксация информации.
Задания типа «Посмотри в словаре, как пишутся слова... Запиши их с нужными буквами». Часть 1: с. 10(5), 14, 15, 18, 20 (14, 15), 30 (23), 33 (25), 42, 51.
• Понимание и преобразование информации.
Задания типа «Можешь привести примеры?»: «Подтверди строчки, выделенные жирным шрифтом, своими примерами»; «Теперь ты сможешь доказать, что КРАСОТА - это имя существительное?». Часть 1: с. 24, 33, 41, 42, 56 (48), 60 (51).
• Применение и представление информации.
Задания типа «Найди слова, на примере которых можно показать чередование согласных в корне, видимое на письме»; «Открой словарь. Найди и выпиши любое существительное вместе с теми буквами, которые за ним следуют. Попробуй рассказать о нём КАК О ЧАСТИ РЕЧИ»; «Дополни каждое из выписанных слов словосочетаниями по смыслу, используя справочный материал»; «Открой словарь на букву Д. Найди и зачитай примеры многозначных слов». Часть 1: с. 15-16 (11), 26-27 (19), 29, 35 (27), 38-39 (33), 43-44 (38), 45, 46 (40), 48 (42), 49 (43) и т. д.
В части 3 учебника организована система работы, нацеленная на проверку понимания и применения знаний, полученных на уроках по русскому языку. Эта система включает задания, нацеливающие школьников:
а) иллюстрировать изучаемые правила примерами из текущих упражнений;
б) заполнять пустые места на плакатах-правилах содержательными комментариями. Часть 3: с. 23, 24, 26, 27, 33-34, 53, 57, 70, 77, 81, 88, 91, 180.
УНИВЕРСАЛЬНЫЕ ЛОГИЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИЯ
• Подведение под правило:
часть 1: с. 6—7 (понятие орфограмма), 23 (16), 28 (20), 52—53;
часть 3: с. 23, 24, 26, 27, 33-34, 53, 57, 70, 77, 81, 88, 91, 180.
• Формирование умения осуществлять сравнение и выделять общее и различное.
Задания типа «Сравни, какими буквами передаётся на письме один и тот же звук»; «Скажи, усвоение какой орфограммы проверялось в этом упражнении?»; «На какие две группы можно поделить эти слова? Обоснуй своё мнение». Часть 1: с. 7, 10, 11 (6), 23 (16), 26 (18), 49-50 (44), 60 (51) и т. д.
ПОСТАНОВКА И РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ как некоего целого, включающего целый ряд логических шагов:
а) проблема различения прямого и переносного значений слов и записи многозначных слов в Толковом словаре: часть 1: с. 45—49, 138, 149-150, 153-154;
б) проблема использования в речи личных местоимений и идентификации местоимений в формах косвенных падежей: часть 1: с.52-58, 106-107;
в) проблема различения предлогов и приставок: часть 1: с. 58-60;
г) проблема идентификации существительных, имеющих не только предметное значение, но и значение признаков или действий: часть 1: с. 40-42, 156—157;
д) проблема различения членов предложения и частей речи: часть!: с. 61—63;
е) проблема сходства и различения в предложении функций дополнений и обстоятельств: часть 1: с. 147—152, 156;
ж) проблема различения омонимичных форм существительных И.п. и В.п., а также Р.п. и В.п.: часть 1: с. 71-73, 81—85;
з) проблема разных оснований для написания слов с удвоенной буквой согласных: часть 1: с. 128—134.
Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника.
• выполнять звукобуквенный анализ слова (определять количество слогов, выполнять элементарную транскрипцию, находить ударный и безударные слоги, соотносить количество и порядок расположения букв и звуков, давать характеристику согласных и гласных звуков).
Раздел «Орфоэпия»
Обучающиеся научатся:
• правильно употреблять приставки на- и о- в словах надеть, надевать, одеть, одевать;
правильно произносить орфоэпически трудные слова из орфоэпического минимума, отобранного для изучения в этом классе (что, чтобы, ...).
Раздел «Состав слова (морфемика)»
Обучающиеся научатся:
• сравнивать слова, связанные отношениями производности: объяснять, какое из них от какого образовано, указывая способ словообразования (с помощью приставки, с помощью суффикса, с помощью приставки и суффикса одновременно, сложением основ с соединительным гласным);
• мотивированно выполнять разбор слова по составу на основе словообразовательного анализа (вычленять окончание и основу, в составе основы находить корень, приставку, суффикс);
• обнаруживать регулярные исторические чередования (чередования, видимые на письме).
Раздел «Лексика»
Обучающиеся научатся:
• отличать прямое и переносное значения слова;
• находить в тексте синонимы и антонимы;
• отличать однокоренные слова от омонимов и синонимов.
Раздел «Морфология»
Обучающиеся научатся:
« различать части речи: существительное, прилагательное, глагол, местоимение, предлог;
• различать на письме приставки и предлоги;
• изменять существительные по числам и.падежам; определять их род;
• различать названия падежей.
• изменять прилагательные по числам, падежам и родам;
• изменять глаголы по временам и числам; в прошедшем времени — по родам; в настоящем и будущем времени —- по лицам.
Раздел «Синтаксис»
Обучающиеся научатся:
• находить в составе предложения все словосочетания; в словосочетании находить главное слово и зависимое, ставить от первого ко второму вопрос;
• находить в предложении основу (подлежащее и сказуемое) и второстепенные члены предложения (дополнение, обстоятельство, определение);
• задавать смысловые и падежные вопросы к разным членам предложения.
Содержательная линия «Орфография и пунктуация»
Обучающиеся научатся:
• определять орфограммы;
• использовать разные способы проверок орфограмм (путем подбора родственных слов, изменения формы слова, разбора слова по составу, определения принадлежности слова к определенной части речи, использование словаря);
• писать словарные слова в соответствии с заложенным в программе минимумом;
• писать о-ё после шипящих в окончаниях существительных;
• писать слова с наиболее употребительными приставками, с приставкой с-, приставками на -с, -з;
• писать слова с суффиксами -ек- и -ик-;
• писать безударные падежные окончания существительных и прилагательных;
• писать о-ё после шипящих ир падежных окончаниях существительных;
• находить нужные словарные статьи в словарях различных типов и читать словарную статью, извлекая необходимую информацию.
Содержательная линия «Развитие речи»
Обучающиеся научатся:
• определять тему и основную мысль (основное переживание) текста, составлять план текста и использовать его при устном и письменном изложении, при устном и письменном сочинении;
• членить текст на абзацы, оформляя это членение на письме;
• грамотно писать и оформлять письма элементарного содержания;
• владеть нормами речевого этикета в типизированных речевых ситуациях (разговор по телефону; разговор с продавцом в магазине; конфликтная ситуация с одноклассником и пр.);
• работать со словарями;
• соблюдать орфоэпические нормы речи;
• устному повседневному общению со сверстниками и взрослыми с соблюдением норм речевого этикета;
• писать записки, письма, поздравительные открытки с соблюдением норм речевого этикета.
Все ключевые ЗУН и УУД, которые приобретут обучающиеся за учебный период, соответствуют государственным стандартам.