Рабочая программа составлена для неделимого 5 класса на основе авторской программы И.А. Сасовой Технология: 5-8 класс: Программа.- М.: Вентана-граф, 2007 (вариант для девочек – исходя из возможностей школы) в полном соответствии с федеральным компонентом государственного образовательного стандарта из расчета 68 часов в год, 2 часа в неделю и с внесением в нее регионального компонента (8 часов). Использование регионального компонента позволяет изучить местную культуру и традиции.
1. Общая характеристика учебного предмета
Целями образовательной области «Технология» в основной школе являются: формирование у школьников технико-технологической грамотности, технологической культуры, культуры труда и прикладной творческой деятельности, социально-трудовая адаптация обучающихся на основе профессионального самоопределения.
Основные задачи обучения:
- Ознакомление учащихся с ролью технологии в нашей жизни, с деятельностью человека по преобразованию материалов, энергии, информации, с влиянием технологических процессов на окружающую среду и здоровье людей.
- Обучение исследованию потребностей людей и поиску путей из удовлетворения.
- Формирование общетрудовых знаний и умений по созданию потребительского продукта или услуги в условиях ограниченности ресурсов с учетом требований дизайна и возможностей декоративно-прикладного творчества.
- Ознакомление с особенностями рыночной экономики и предпринимательства, овладение умениями реализации изготовленной продукции.
- Развитие творческой, активной, ответственной и предприимчивой личности, способной самостоятельно приобретать и интегрировать знания из разных областей и применять их для решения практических задач.
- Подготовка выпускников к профессиональному самоопределению и социальной адаптации.
2. Описание места в учебном плане
Согласно федеральному базисному плану и учебного плана МБОУ « Саломатовская ООШ» учебный курс «Технология » рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю). Особый акцент в программе сделан на использование практических работ и работ исследовательского характера, что является очевидным признаком соответствия современным требованиям к организации учебного процесса (практических – 36).
Содержание регионального компонента выделено в содержании программы курсивом (7 уроков)
3. Содержание программы
№
п/п
Тема урока
Основные элементы содержания программы
Требования к уровню подготовки обучающихся (результат)
Вводное занятие (1ч)
1
Вводное занятие
Вводный инструктаж по охране труда. Организация труда и оборудование рабочего места. Ознакомление с основными разделами программы обучения.
Знать правила поведения в мастерской и на рабочем месте.
Иметь представление о санитарно-гигиенических требованиях, рациональном размещении инструмента.
Технология в жизни человека и общества (1ч.)
2
Технология в жизни человека и общества
Технология как способ создания рукотворного мира. Источники удовлетворения человеческих потребностей. Влияние технологии на общество, а общества на технологию. Связь технологии с ремеслом и декоративно- прикладным творчеством.
Знать
- суть понятия технология;
- цели технологии.
Уметь:
- различать явления природного мира и мира технологии на природный мир;
- приводить примеры влияния технологии на общество и общества на технологию.
Учебный проект, его основные компоненты (1ч)
3
Учебный проект, его основные компоненты.
Проект. Основные компоненты проекта. Демонстрация ранее выполненных проектов.
Знать,
- что такое проект;
- его основные компоненты,
- этапы проектирования.
Основы проектирования (10ч)
4
Определение потребностей и краткая формулировка задачи
Определение потребностей в изделиях. Анализ потребностей человека и их технологическое решение. Краткая формулировка задачи. Отрытая и закрытая формулировка задачи.
Знать
-методику проведения опросов (интервью);
-Виды формулировок задачи проекта.
Уметь
- определять потребности людей и общества;
-проводить интервью для определения потребностей;
-формулировать задачи проекта.
5
Дизайн-анализ изделия
Дизайн-анализ как способ исследование изделия
Знать:
-суть понятия «дизайн-анализ»
-порядок его проведения
Уметь :осуществлять дизайн-анализ
6
Определение перечня критериев для оценки изделия
Разработка критериев для оценки соответствия изделия.
- суть понятия «критерии»
Уметь составлять перечень критериев для проектируемого изделия.
7
Поиск решения поставленной цели.
Способы поиска информации. Набор первоначальных идей.
- способы поиска информации
Уметь: проводить «мозговой штурм»
8-9
Техника изображения проекта
Способы изображения проекта: эскиз, рабочий чертеж, модели.
-способы изображения проектируемого изделия
Уметь: изображать проект одним из способов
-отличать эскиз от рабочего чертежа.
10
Проработка выбранной идеи.
Выбор лучшей идеи. Проработка выбранной идеи
- критерии выбора лучшей идеи
Уметь: выбирать лучшую идею.
11
Планирование процесса изготовления изделия.
Планирование процесса изготовления изделия, технологическая карта.
- этапы планирования
-какие знания, умения и навыки необходимо иметь для изготовления изделия
Виды сервировки, виды посуды для сервировки. Правила поведения за столом.
Знать: правила сервировки
Уметь: подбирать посуду
- сервировать стол
63
Р.К. Блюда национальной кухни (калмацкая кухня)
Исследовательская работа.
Иметь представление – о калмацкой кухне
64
Презентация творческих проектов
Способы презентации.
Уметь: представить результаты проектной деятельности
Проектирование интерьера и декоративное оформление кухни
65-66
Интерьер жилых помещений
Характеристика основных зон в жилых помещениях. Декоративное оформление кухни
Уметь: планировать интерьер кухни и декоративно его оформить
Обычаи, традиции, правила поведения.
67-68
РК Обычаи, традиции народов Кузбасса
Культура общения, оформление жилых помещений, элементы этикета, древние обычаи
Знать: свои обычаи
- культуру родного края
4. Планируемые результаты
В результате изучения курса 5 класса учебного предмета Технология обучающие должны приобрести определенные знания и умения:
Знать:
Как определять потребности людей;
Какие знания, умения и навыки необходимо иметь для изготовления конкретного изделия, удовлетворяющего определенную потребность;
Как планировать и реализовывать творческий проект.
Уметь:
Кратко формулировать задачу своей деятельности;
Отбирать использовать информацию для своего проекта;
Определять перечень критериев, которым должно соответствовать разрабатываемое изделие;
Планировать изготовление изделий и изготавливать их;
Каждый раздел программы включает в себя основные теоретические сведения, практические работы и рекомендуемые объекты труда.
Данная программа включает следующие разделы:
1.Вводное занятие. 1 час
2.Технология в жизни человека и общества.2 час
3.Основы проектирования.10 часов
4.Проектирование и изготовление простых швейных изделий в лоскутной технике.19 часов
5.Проектирование и изготовление подарочных изделий из лоскутов или с вышивкой. 18 часов
6.Кулинария. 14 часов
7.Проектирование интерьера и декоративное оформление кухни.2 часа
8.Обычаи, традиции, правила поведения 2 часа
Итого: 68 часов
Особый акцент в программе сделан на использование практических работ и работ исследовательского характера, что является очевидным признаком соответствия современным требованиям к организации учебного процесса (практических – 36).
Содержание регионального компонента выделено в содержании программы курсивом.