Рабочая программа составлена для неделимого 6 класса на основе авторской программы И.А. Сасовой Технология: 5-8 класс: Программа.- М.: Вентана-граф, 2007 (вариант для девочек – исходя из возможностей школы) в полном соответствии с федеральным компонентом государственного образовательного стандарта из расчета 68 часов в год, 2 часа в неделю и с внесением в нее регионального компонента (8 часов). Использование регионального компонента позволяет изучить местную культуру и традиции.
1.Общая характеристика учебного предмета
Изучение технологии направлено на достижение следующих целей:
- освоение технологических знаний, технологической культуры на основе включения учащихся в разнообразные виды деятельности по созданию личностно или общественно значимых продуктов труда;
-овладение овладение общетрудовыми и специальными умениями, необходимыми для поиска и использования технологической информации, проектирования и создания продуктов труда, безопасных приемов труда;
-развитие познавательных интересов, технического мышления, пространственного воображения, интеллектуальных, коммуникативных и организаторских способностей;
-воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности, уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда;
-получение опыта применения х знаний и умений в самостоятельной практической деятельности.
Основные задачи обучения:
-ознакомление учащихся с ролью технологии в нашей жизни, с деятельностью человека по преобразованию материалов, энергии, информации, с влиянием технологических процессов на окружающую среду и здоровье людей;
-обучение исследованию потребностей людей и поиску путей их удовлетворения;
-формирование общетрудовых знаний и умений по созданию потребительского продукта;
-развитие творческой, активной, ответственной и предприимчивой личности, способной приобретать знания и применять их для решения практических задач.
Основными принципами организации образовательного процесса на уроках технологии являются демократизация, гуманизация и практико-деятельностный подход.
Специфика предмета:
Учебный материал программы предполагает организацию самостоятельной работы учеников. Задания и проекты подбираются в зависимости от уровня теоретической и практической подготовки учащихся. Часть учебного материала осваивается в процессе выполнения творческих проектных работ. Содержание учебного предмета позволяет учащимся интегрировать в практической деятельности знания, полученные в других образовательных областях. В процессе обучения осуществляются межпредметные связи с изобразительным искусством, биологией, черчением и другими предметами.
2. Описание места в учебном плане
Согласно федеральному базисному плану и учебного плана МБОУ « Саломатовская ООШ» учебный курс «Технология » рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю).
Особый акцент в программе сделан на использование практических работ и работ исследовательского характера, что является очевидным признаком соответствия современным требованиям к организации учебного процесса.
Содержание регионального компонента выделено в содержании программы курсивом.
3.Содержание программы
№
п/п
Тема урока
Основные элементы содержания программы
Требования к уровню подготовки обучающихся (результат)
Вводное занятие (1ч)
1
Вводное занятие
Содержание и организация обучения технологии в текущем году. Первичный инструктаж по охране труда
Знать правила безопасности в кабинете технологии
Основы проектирования (3ч)
2
Основные правила проектирования
Правила работа при проектировании изделий. Основные компоненты проекта. Документальное оформление, макетирование и моделирование, дизайнерское оформление проекта. Экономическая и экологическая оценка проекта
Знать
-основные компоненты проекта;
-правила работы при пректировании изделий.
Уметь
-формулировать задачу проекта;
-проводить исследования при разработке проекта
3-4
Использование компьютера при выполнении проекта
Возможности компьютера. Использование компьютера при выполнении проектов. Моделирование с помощью программы компьютерного проектирования. Правила безопасной работы с компьютером
Знать правила безопасной работы с компьютером
Иметь представление о назначении и возможностях компьютера
Уметь использовать программу компьютерного проектирования для проведения дизайн-анализа идеи
Проектирование интерьера детской комнаты или детского уголка (6ч)
5
Санитарные условия в жилых помещениях
Культура жилища. Уборка квартиры, ее виды и порядок проведения. Моющие, чистящие и дезинфицирующие средства, используемые при проведении уборки, правила работы с ними
Знать
-виды уборки жилых помещений;
-порядок проведения уборки;
-виды моющих и чистящих средств и правила безопасной работы с ними.
Уметь выполнять уборку детской комнаты
6-7
Освещение комнаты
Естественное и искусственное освещение. Типы искусственного освещения. Виды осветительных приборов. Размещение осветительных приборов в жилом помещении. Виды ламп. Правила безопасного пользования электроосветительными приборами
Иметь представление
-об источниках света, используемых для освещения жилых помещений.
Уметь проектировать освещение детской комнаты
8
Стилевые и цветовые решения в интерьере
Эстетические принципы дизайна. Стиль. Элементы цветоведения: основные и дополнительные цвета
Иметь представление об эстетических принципах дизайна, основах цветоведения.
Понимать, что для каждой эпохи характерен свой стиль убранства комнаты, предметов интерьера и т. д.
Уметь
-различать стили;
-подбирать сочетания цветов для оформления интерьера комнат
9-10
Работа над проектом
Краткая формулировка задачи проекта. Набор первоначальных идей. Исследование и выбор лучшей идеи. Проработка всех компонентов проекта. Самооценка проделанной работы. Презентация проекта
Знать основные компоненты проекта.
Уметь работать над проектом
Обычаи, традиции, правила поведения (4ч)
11
Национальные и местные традиции оформления интерьера жилых помещений
Обычаи убранства жилых помещений в конкретной местности, где проживает семья. Национальные и местные традиции оформления интерьера жилых помещений
Знатьместные особенности оформления интерьеров жилых помещений
12
Местные обычаи приема гостей
Местные обычаи приема гостей. Национальные и региональные традиции сервировки стола и приготовления пищи
Иметь представлениео местных особенностях сервировки стола и приготовления пищи
13
Правила поведения за столом и в общественных местах
Правила поведения за столом. Правила поведения в общественных местах. Отношения между старшими и младшими членами семьи
Знать правила поведения за столом и в общественных местах
14
Национальные праздники и обряды
Национальные праздники и обряды. Национальная одежда. Национальная одежда народов Кузбасса
Иметь представление о национальных праздниках и обрядах, национальной одежде, одежде народов Кузбасса
Проектирование и приготовление блюд из молока, круп, бобовых, макаронных изделий, рыбы и морепродуктов, сладких блюд из фруктов и ягод (18ч)
15
Оборудование кухни
Исторические сведения о развитии искусства приготовления пищи. Оборудование кухни. Газовые, электроплиты, СВЧ-печи. Правила безопасного труда при кулинарных работах. Санитарно-гигиенические требования при приготовлении пищи
Знать
-оборудование кухни и правила безопасной работы с ним;
-санитарно-гигиенические требования при приготовлении пищи
16
Посуда и инвентарь, используемые на кухне
Кухонная и столовая посуда, столовые приборы, инструменты и приспособления для кулинарных работ. Правила пользования столовыми приборами
Знать
-виды кухонной и столовой посуды;
-правила пользования столовыми приборами
17
Правила подачи блюд. Меню ужина. Правила подачи блюд. Меню ужина у калмаков
Правила подачи блюд. Сервировка стола к ужину. Меню ужина. Калорийность пищи. Правила подачи блюд. Меню ужина у калмаков
Иметь представление
-о правилах подачи блюд;
-правилах сервировки стола для конкретных блюд;
-меню ужина
- о правилах подачи блюд,меню ужина у калмаков
18
Правила хорошего тона
Правила хорошего тона (как правильно есть)
Знать правила пользования столовыми приборами
19
Гигиена питания. Питательные вещества и полноценное питание
Гигиена питания. Диетология. Теории правильного питания. Питательные вещества и полноценное питание. Жиры, белки, углеводы, витамины, минеральные вещества
Иметь представление о теориях правильного питания, составе пищевых продуктов
20
Разработка меню ужина
Разработка меню ужина (общее количество пищи, калорийность, выбор продуктов)
Иметь представление о процессе разработки меню
21-22
Молоко и молочные продукты. Бабушкины «секреты» хранения
Питательная ценность молока и молочных продуктов. Условия хранения молока и молочных продуктов. Блюда из молока и молочных продуктов
Иметь представление о пищевой ценности молока и молочных продуктов, правилах хранения молока, молочных продуктов и блюд из них
23-24
Крупы и блюда из них
Крупы, требования к их качеству. Механическая обработка круп. Правила приготовления каш. Требования, предъявляемые к качеству блюд, приготовленных из круп
Знать
-виды круп;
-требования к их качеству;
Уметь приготовить из круп каши
25-26
Макаронные изделия и блюда из них
Макаронные изделия, требования к их качеству. Пищевая ценность макаронных изделий. Правила приготовления блюд из макаронных изделий
Знать
-виды макаронных изделий;
-правила их приготовления.
Уметь готовить блюда из макаронных изделий
27-28
Рыба и морепродукты. Приготовление блюд из рыбы
Пищевая ценность рыбы и других морепродуктов. Требования к качеству рыбы и морепродуктов. Механическая обработка рыбы. Виды тепловой обработки рыбы. Приготовление блюд из рыбы
Знать
-о пищевой ценности рыбы;
-правила определения ее свежести;
-условия хранения блюд из рыбы.
Уметь
-обрабатывать рыбу;
-готовить блюда из нее
29-30
Приготовление блюд к ужину по готовым рецептам. Сибирские блюда
Приготовление блюд к ужину по готовым рецептам. Сборники рецептов блюд. Сибирские блюда
Иметь представление
-о сборниках рецептов блюд; -о сибирских блюдах
Уметь
-пользоваться сборниками рецептов;
-готовить блюда по готовым рецептам
31-32
Работа над проектом
Краткая формулировка задачи. Проработка идей, выбор лучшей. Самооценка качества проделанной работы. Презентация проекта
Знать основные компоненты проекта.
Уметь
- планировать свою работу над проектом;
-оценивать качество своей работы;
-презентовать проект
Проектирование и изготовление изделий с вышивкой, аппликацией, бисероплетением и другими видами оформления швейных изделий (14ч)
33-34
Вышивка. Выбор ткани и ниток. Сибирские традиции вышивки
Исторические сведения о вышивке. Виды вышивок. Ткани для вышивания. Виды ткацких переплетений. Виды ниток для вышивания. Дополнительные материалы, используемые для украшения изделий. Сибирские традиции вышивки
Иметь представление о видах вышивки, ткацких переплетений, ниток для вышивания, Сибирских традициях вышивки
Уметь -различать ткацкие переплетения;
-подбирать ткани и нитки для вышивания
35
Инструменты и приспособления для вышивания
Инструменты и приспособления для вышивания, правила их подбора. Приемы пользования инструментами и приспособлениями. Санитарно-гигиенические условия для вышивания. Правила безопасного труда при вышивальных работах и влажно-тепловой обработке изделий
Знать
-инструменты и приспособления для вышивальных работ;
-правила их подбора
36
Составление и подбор рисунка для вышивания
Рисунки для вышивания. Композиция. Орнамент. Раппорт
Иметь представление о композиции, орнаменте, раппорте.
Уметь подбирать и составлять рисунки для вышивки
37
Подготовка к вышиванию
Подготовка ткани для вышивания. подбор ниток по цвету. Перевод рисунка на ткань
Уметь
-переводить рисунок на ткань;
-выбирать цветовое решение;
-подготавливать ткань для вышивания
38-39
Техника вышивания
Техника вышивания. Приемы закрепления нитки на ткани. Шов «вперед иголку». Шов «за иголку». Стебельчатый, тамбурный, петельный швы
Уметь выполнять швы: «вперед иголку», «за иголку», стебельчатый, тамбурный, петельный
40-41
Вышивание гладью
Разновидности вышивания гладью. Рисунки для вышивания гладью. Нитки для вышивания гладью. Техника вышивания гладью
Иметь представление о разновидностях вышивания гладью.
Уметь
-подбирать рисунок, нитки для вышивания гладью;
-выполнять гладьевые стежки
42-43
Аппликация
Аппликация. Виды аппликации. Материалы, применяемые для отделки одежды аппликацией. Способы соединения материалов (ткани, кожи) с изделием. Объемная аппликация на трикотаже. Техника выполнения сложной многоцветной аппликации
Знать материалы для выполнения аппликации.
Уметь
-подбирать рисунок, материалы;
-выполнять сложную многоцветную аппликацию
44
Вышивка пасмой или шнуром
Отделочные материалы: пасма, шнур, сутаж. Рисунки для вышивки пасмой или шнуром. Техника выполнения вышивки пасмой или шнуром
Уметь выполнять вышивку пасмой или шнуром
45
Вышивание бисером, бусами и стеклярусом. Традиции отделки у калмаков
Отделочные материалы: бисер, бусы, стеклярус, пайетки. Техника выполнения вышивки бисером, стеклярусом, пайетками. Традиции отделки у калмаков
Иметь представление о традиции отделки у калмаков
Уметь выполнять отделку изделий бисером, стеклярусом, пайетками
46
Работа над проектом
Краткая формулировка задачи. Исследования по выбору лучшей идеи для проекта. Дизайн-анализ аналогичных изделий. Требования к изделию. Последовательность изготовления изделия
Знать основные компоненты проекта.
Уметь выполнить проект и провести его презентацию
Проектирование и изготовление плечевого швейного изделия (22ч)
47
Ткани из натуральных волокон и их свойства
Ассортимент натуральных тканей. Свойства тканей, которые следует учитывать при изготовлении изделий и уходе за ним
Знать свойства тканей из натуральных волокон.
Уметь распознавать ткани из натуральных волокон.
48
Смесовые ткани. Трикотаж.
Искусственный шелк и его свойства. Смесовые ткани и их свойства. Трикотаж и его свойства
Знать свойства смесовых тканей, трикотажных полотен.
Распознавание тканей из натуральных волокон по внешнему виду, на ощупь и по характеру горения
Уметь распознавать ткани из натуральных волокон
50-51
Виды бытовых швейных машин. Машинная игла
Виды бытовых швейных машин. Устройство машинной иглы. Виды машинных игл. Установка машинной иглы в игловодитель. Подбор машинных игл и ниток. Неполадки в работе швейной машины, вызванные дефектами игл или неправильной установкой
Знать
-виды швейных машин;
- устройство машинной иглы
Уметь
-устанавливать иглу;
-подбирать нитки и иглу в зависимости от используемого материала;
-устранять неполадки в работе швейной машины
52
Группы плечевой и поясной одежды
Плечевая и поясная одежда. Дизайн-анализ плечевого изделия
Иметь представление о группах плечевой и поясной одежды.
Уметь выполнять дизайн-анализ плечевого изделия
53
Построение плечевого изделия (конструирование)
Конструирование плечевого изделия. Способы изготовления выкроек. Стандартные (типовые) мерки. Размер изделия. Мерки для построения выкройки плечевого изделия
Иметь представление об основах конструирования, способах изготовления выкроек, стандартных мерках.
Уметь
-определять свой размер;
-снимать мерки для построения выкройки плечевого изделия
54-55
Чертеж выкройки изделия с цельнокроеным рукавом
Детали плечевого изделия с цельнокроеным рукавом. Название контурных срезов детали изделия. Прибавки для свободного облегания. Построение чертежа цельнокроеной основы. Лекало
Знать детали изделия с цельнокроеным рукавом. Уметь построить чертеж выкройки плечевого изделия
56
Моделирование плечевого изделия с цельнокроеным рукавом
Моделирование. Учет особенностей фигуры конкретного человека при моделировании одежды. Модель-конструктор. Художник-модельер. Моделирование плечевого изделия с цельнокроеным рукавом
Иметь представление о процессе моделирования.
Уметь выполнять моделирование плечевого изделия с цельнокроеным рукавом
57-58
Планирование работы по выполнению проекта
Краткая формулировка задачи. Исследования по выбору лучшей идеи для проекта. Дизайн-анализ аналогичных изделий. Требования к изделию. Последовательность изготовления изделия
Уметь составлять план работы по выполнению проекта «Изготовление плечевого изделия»
59
Подготовка ткани к раскрою
Расчет количества ткани на изделие. Декатирование. Подготовка ткани к раскрою
Знать правила расчета требуемого количества ткани на изделие.
Уметь подготовить ткань к раскрою
60
Раскрой деталей изделия
План раскладки деталей выкройки на ткани. Припуски на швы. Правила раскроя деталей изделия
Уметь
-выполнить экономную раскладку деталей выкройки на ткани;
-раскроить детали изделия
61
Подготовка деталей кроя к обработке
Контрольные и контурные линии. Подготовка деталей кроя к обработке
Уметь выполнять подготовку деталей кроя к обработке
62
Способы обработки горловины
Виды обтачек для обработки среза горловины изделия. Технология обработки горловины обтачкой
Иметь представление о способах обработки горловины плечевого изделия и технологии их выполнения
63-64
Обработка горловины изделия
Технология обработки горловины изделия обтачкой
Уметь выполнять обработку горловины плечевого изделия одним из способов
65-66
Обработка и соединение деталей кроя плечевого изделия
Соединение плечевых и боковых срезов изделия. Обметывание срезов швов одним из способов. Обработка нижнего среза изделия
Уметь выполнять обработку и соединение деталей изготовляемого изделия
67
Окончательная отделка изделия
Виды отделки изделия (вышивка, аппликация и т. д.)
Уметь выполнить отделку изделия
68
Презентация проекта
Виды презентации проекта
Уметь
-дать самооценку проделанной работе;
-представить выполненный проект
4. Планируемые результаты
В результате изучения курса 6 класса учебного предмета Технология обучающие должны приобрести определенные знания и умения:
знать/понимать:
-основные компоненты проекта;
-с чего начинается технологический проект;
-назначение швейных изделий;
-виды традиционных народных промыслов;
-основные стили в одежде;
-характеристики основных функциональных зон и инженерных коммуникаций;
-виды ремонтно-отделочных работ;
-средства оформления интерьера;
-назначение основных видов бытовой техники;
-влияние способов обработки на пищевую ценность продукта;
-виды оборудования кухни.
уметь:
-определять потребности людей и общества;
-проводить опрос для определения потребностей;
-обосновывать выбор изделия для проекта;
-формировать задачу проекта;
-выбирать вид ткани;
-снимать мерки;
-осуществлять контроль качества изготовленного изделия;
-строить чертежи плечевых изделий;
-выполнять отделку изделий;
-составлять меню ужина;
-соблюдать правила хранения продуктов;
-соблюдать правила пользования бытовой техникой;
-выбирать способы и средства ухода за одеждой и обувью;
-применять средства индивидуальной защиты и гигиены.
Данная программа включает следующие разделы:
1.Вводное занятие. 1 час
2.Основы проектирования.3 часа
3.Проектирование интерьера детской комнаты или детского уголка 6 часов
4. Обычаи, традиции, правила поведения 4 часа
5.Проектирование и приготовление блюд из молока, круп, бобовых, макаронных изделий, рыбы и морепродуктов, сладких блюд из фруктов и ягод 18 часов
6. Проектирование и изготовление изделий с вышивкой, аппликацией, бисероплетением и другими видами оформления швейных изделий 14 часов
7. Проектирование и изготовление плечевого швейного изделия 22 часа
Итого: 68 часов
Особый акцент в программе сделан на использование практических работ и работ исследовательского характера, что является очевидным признаком соответствия современным требованиям к организации учебного процесса.
Содержание регионального компонента выделено в содержании программы курсивом.