Рабочая программа мо математике составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.
Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 8 класса и реализуется на основе следующих документов:
1.Примерные программы по учебным предметам. Математика 5-9 классы.- 3-е
изд. перераб.- М.:Просвещение, 2011 (Стандарты второго поколения)
2.Государственный стандарт основного общего образования по математике.
Программа соответствует учебнику Алгебра 8 класс, А.Г.Мордкович,
Изд., Мнемозина , Москва-2011г.
Выбранный учебник входит в логически завершенную линию алгебры А.Г.Мордковича и является логическим продолжением курса математики в 7 классе.
Для обучения в 7-11 классах выбрана содержательная линия А.Г.Мордковича, рассчитанная на 5 лет. В восьмом классе реализуется второй год обучения. Особенностью курса является то, что он является продолжением курса математики, который базируется на функционально- графическом подходе.
Математическое образование является обязательной и неотъемлемой частью общего образования на всех ступенях школы. Обучение математике в основной школе направлено на достижение следующих целей:
овладении системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования.
Интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе, свойственных математической деятельности: ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;
Воспитание качеств личности, обеспечивающих социальную мобильность, способность принимать самостоятельные решения;
Развития представлений о математике как о форме описания и методе познания действительности, создание условий для приобретения первоначального опыта математического моделирования;
Формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных доя математики и являющихся основой познавательной культуры, значимой для различных сфер человеческой деятельности;
Развитие интереса к математическому творчеству и математических способностей;
Создание фундамента для математического развития, формирование механизмов мышления, характерных для математической деятельност
Рабочая программа основного образования по геометрии составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам освоения основной общеобразовательной программы основного общего образования, представленной в Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования. В ней также учитываются основные идеи и положения Программы развития универсальных учебных действий для основного общего образования.
Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 8 класса и реализуется на основе следующих документов:
Государственный стандарт основного общего образования по математике. Программа соответствует учебнику «Геометрия 7-11» А.В.Погорелов для средней школы, 3-е изд. Просвещение - 2011г.
Сборник рабочих программ «Геометрия 7-9 классы, пособие для учителей общеобразовательных программ, Москва «Просвещение» 2011г.(Стандарты второго поколения)
Овладение учащимися системой геометрических знаний и умений необходимо в повседневной жизни, для изучения смежных дисциплин и продолжения образования.
Практическая значимость школьного курса геометрии обусловлена тем, что его объектом являются пространственные формы и количественные отношения действительного мира. Геометрическая подготовка необходима для понимания принципов устройства и использования современной техники, восприятия научных и технических понятий и идей. Математика является языком науки и техники. С её помощью моделируются и изучаются явления и процессы, происходящие в природе.
Геометрия является одним из опорных предметов основной школы: она обеспечивает изучение других дисциплин. В первую очередь это относится к предметам естественно- научного цикла, в частности к физике. Развитие логического мышления учащихся при бучении геометрии способствует усвоению предметов гуманитарного цикла. Практические умения и навыки геометрического характера необходимы для трудовой деятельности и профессиональной подготовки школьников.
При обучении геометрии формируются умения и навыки умственного труда – планирование своей работы, поиск рациональных путей её выполнения. В процессе обучения геометрии школьники должны научиться излагать свои мысли ясно и исчерпывающе, лаконично и ёмко, приобрести навыки чёткого , аккуратного и грамотного выполнения математических записей.
Важнейшей задачей школьного курса геометрии является развитие логического мышления учащихся. Сами объекты геометрических умозаключений и принятые в геометрии правила их конструирования способствуют формированию умений обосновывать и доказывать суждения, приводить чёткие определения, развивать логическую интуицию, кратко и наглядно вскрывают механизм логических построений и учат их применению. Тем самым геометрия занимает ведущее место в формировании научно- теоретического мышления школьников. Её изучение развивает воображение школьников, существенно обогащает т развивает их пространственные представления.
В курсе можно условно выделить следующие содержательные линии: «Наглядная геометрия», «Геометрические фигуры», «Измерение геометрических величин», «Координаты», «Векторы», «Логика и множества».
Материал, относящийся к линии «Наглядная геометрия» способствует развитию пространственных представлений учащихся в рамках изучения планиметрии.
Содержание разделов «Геометрические фигуры» и «Измерение геометрических величин» нацелено на получение конкретных знаний о геометрической фигуре как важнейшей математической модели для описания окружающего мира. Систематическое изучение свойств геометрических фигур позволяет развивать логическое мышление и показать применение этих свойств при решении задач вычислительного и конструктивного характера, а также практических.
Материал относящийся к содержательным линиям «Координаты» и «Векторы», в значительной степени несёт в себе межпредметные знания, которые находят применение как в различных математических дисциплинах, так и в смежных предметах.
Особенностью линии «Логика и множества» является то, что представленный здесь материал преимущественно изучается при рассмотрении различных вопросов курса. Соответствующий материал нацелен на математическое развитие учащихся, формирование у них умения точно, сжато и ясно излагать мысли в устной и письменной речи.
2.Место предмета в федеральном базисном учебном плане.
Согласно федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации на изучение математики на ступени основного общего образования отводится не менее 875 ч из расчета 5 ч в неделю с 5 по 9 класс.
Рабочая программа для 8 класса рассчитана на 5 часов в неделю, всего 170 часов.
3.СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Наглядная геометрия.
Наглядные представления о пространственных фигурах: куб, параллелепипед, призма, пирамида, шар, сфера, конус, цилиндр. Изображение пространственных фигур. Примеры сечений. Многогранники. Правильные многогранники. Примеры развёрток многогранников, цилиндра и конуса.
Понятие объёма; единицы объёма. Объём прямоугольного прямоугольного параллелепипеда, куба.
Геометрические фигуры.
Прямые и углы. Точка и прямая, плоскость. Отрезок, луч, угол, виды углов. Биссектриса угла.
Параллельные и пересекающиеся прямые. Перпендикулярные прямые. Теорема о параллельности и перпендикулярности прямых. Перпендикуляр и наклонная к прямой. Серединный перпендикуляр к отрезку.
Геометрическое место точек. Свойства биссектрисы угла и серединного перпендикуляра к отрезку.
Треугольник, высота, биссектриса, медиана и средняя линия треугольника. Равнобедренные и равносторонние треугольники; свойства и признаки равнобедренного треугольника. Признаки равенства треугольников. Неравенство треугольников. Соотношения между углами и сторонами треугольника.
Окружность и круг. Дуга, хорда. Сектор, сегмент. Центральный и вписанный углы, величина вписанного угла. Взаимное расположение прямой и окружности, двух окружностей. Вписанные и описанные многоугольники. Окружность вписанная в треугольник и описанная вокруг него.
Геометрические преобразования. Понятие о равенстве фигур. Понятие о движении: осевая и центральная симметрия, параллельный перенос, поворот. Понятие о подобии фигур, гомотетия.
Построения с помощью циркуля и линейки. Основные задачи на построение: деление отрезка пополам, построение угла, равного данному, построение перпендикуляра к отрезку и прямой, построение биссектрисы угла, деление отрезка на п- равных частей.
Решение задач на вычисление, доказательство и построение с использованием свойств изученных фигур.
Измерение геометрических величин.
Длина отрезка. Расстояние между точкой и прямой. Расстояние между параллельными прямыми.
Периметр многоугольника.
Длина окружности и площадь круга. Градусная и радианная мера угла.
Понятие площади плоских фигур. Площадь прямоугольника, параллелограмма, трапеции и треугольника. Площадь сектора.
Решение задач на вычисление и доказательство с использованием изученных формул и теорем.
Координаты.
Уравнение прямой. Координаты середины отрезка. Расстояние между двумя точками на плоскости. Уравнение окружности.
Векторы.
Длина и модуль вектора. Равенство векторов. Коллинеарные векторы. Умножение вектора на число, скалярное произведение векторов. Сумма и разность векторов.
Элементы логики.
Определение. Аксиомы и теоремы. Доказательство. Доказательство от противного. Теорема, обратная данной.
Понятие о равносильности, следовании, употребление логических связок если…, то…, в том и только в том случае, логические связки и…, или.
Основное содержание тем учебного курса
(102 часа)
№ п/п
Название темы
Кол-во часов
В том числе (К/р)
Рациональные дроби
Квадратные корни
Квадратные уравнения
Степень с целым показателем
Повторение. Решение задач
Основное содержание тем учебного курса
(68 часов)
№ п/п
Название темы
Кол-во часов
В том числе (К/р)
Четырёхугольники
Теорема Пифагора
Декартовы координаты на плоскости
Движение
Итоговое повторение
4.Требования к уровню подготовки выпускников.
Программа обеспечивает достижение следующих результатов освоения образовательной программы основного общего образования:
Личностные:
1)формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору дальнейшего образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учётом устойчивых познавательных интересов;
2)формирование целостного мировоззрения, соответствующего своевременному уровню развития науки и общественной практики;
3)формирование коммуникативной компетенции в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, учебно- исследовательской, творческой и других видах деятельности;
4)умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, аргументировать и приводить примеры.
5)критичность мышления, умение распознавать высказывания, отличать гипотезу от факта;
6)креативность мышления, инициативу, находчивость, активность при решении геометрических задач;
7)умение контролировать процесс и результат математической деятельности;
8)способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений и рассуждений;
Метапредметные:
1)умение самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения задач;
2)умение осуществлять контроль по результату и по способу действий на уровне произвольного внимания и вносить необходимые коррективы;
3)умение адекватно оценивать правильность или ошибочность задачи;
4)установление родовых связей и владение логическими действиями определения и понятий;
5)умение устанавливать связи между понятиями, строить логическое суждение;
6)умение создавать, применять и преобразовывать знаково- символические средства, модели, схемы и графики;
7)умение организовывать сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников, общие способы работы; умение работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; слушать партнёра; аргументировать, формулировать и отстаивать своё мнение;
8)формирование и развитие учебной и познавательной компетенции в области использования ИКТ
9)первоначальные представления об идеях и о методах математики как об универсальном языке науки и техники, о средстве моделирования явлений и процессов;
10)умение видеть математическую задачу;
11)умение находить в различных источниках информацию и представлять её в форме, пригодной для решения;
12)умение понимать и использовать математические наглядности: рисунки, чертежи, схемы;
13)умение выдвигать гипотезы и понимать необходимость их проверки;
14)умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений;
15)умение действовать в соответствии с алгоритмом и понимать его;
16)умение самостоятельно ставить цели и создавать алгоритмы для решения;
17)умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;
Предметные:
1)овладение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания;
2)умение работать с геометрическим текстом, точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи;
3)овладение навыками устных, письменных и инструментальных вычислений;
4)овладение геометрическим языком и умение использовать его;
5)усвоение знаний и свойствах фигур;
6)умение измерять площади, длины, величины и другие необходимые параметры фигур;
7)умение применять полученные знания и понятия для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин с использование при необходимости справочных материалов, калькулятора, компьютера.