I. Пояснительная записка 1. Рабочая программа составлена на основе Программы курса «Обществознание 6-9 классы, Л. Н. Боголюбова, н. И. Городецкой, Л. Ф. Ивановой, А. И. Матвеева: «Просвещение», 2010 – с. 3-13. Согласно базисному учебному плану средней (полной) школы, рекомендациям Министерства образования РФ выбрана данная учебная программа и учебно-методический комплект. 2. В соответствии с федеральным учебным планом для ОУ на изучение обществознания в 8 классе отводится 35 часов, 1 час в неделю. В УМК входит: Обществознание. 8 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений/ под ред. Л.Н.Боголюбова. – М.: Просвещение, 2010. Поздеев, А.В. Универсальные поурочные разработки по обществознанию. 8 кл. – М.: ВАКО, 2006. Дыдко, С.Н. Контрольные и проверочные работы по обществознанию.8-9 кл. – М.: Экзамен,2005 Школьный словарь по обществознанию./ Под ред. Л. Н. Боголюбова, Ю. А. Аверьянова, М.: Просвещение, 2010. 3. В данной рабочей программе по окончанию изучения каждой темы включены семинарские занятия и контрольное тестирование по теме. Резервные уроки использованы для изучения наиболее сложных тем курса. 4. Программа содержит следующие разделы: - Личность и общество - Сфера духовной жизни - Экономика - Социальная сфера 5. Практическая часть представлена семинарскими занятиями – 2 и контрольным тестированием – 4. 6. ЦЕЛИ ПРОГРАММЫ: - развитие личности в период социального взросления человека, ее духовно-нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка, способности к личному самоопределению и самореализации; интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин; - воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации; - освоение системы знаний об экономической и иных видах деятельности людей, об обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений, необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполнения социальных ролей человека и гражданина, для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования или для самообразования; - овладение умениями получать и критически осмысливать социальную (в том числе экономическую и правовую) информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и государства; - формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений, гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий, в семейно-бытовой сфере; для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом; для содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе. 7. Курс предусматривает формирование у школьников общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. - определение сущностных характеристик изучаемого объекта, сравнение, сопоставление, оценка и классификация объектов по указанным критериям; - объяснение изученных положений на предлагаемых конкретных примерах; - решение познавательных практических задач, отражающих типичные социальные ситуации; - применение полученных знаний для определения экономически рационального, правомерного и социально одобряемого поведения и порядка действий в конкретных ситуациях; - умения обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного); - поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа и извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.); - выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.); - работа с текстами различных стилей, понимание их специфики; адекватное восприятие языка средств массовой информации; - самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера; - владение основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия) следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута). 8. КТП составлено на 35 часов, 1 час в неделю. 9. Семинарские занятия в календарно-тематическом планировании выделены курсивом. Контрольное тестирование - жирным шрифтом II. Содержание программы Наименование раздела Название темы Содержание учебного материала Личность и общество Личность и общество Личность. Социализация индивида. Общество. Сферы общественной жизни. Общественные отношения Социальные изменения и их формы. Глобальные проблемы современности Урок повторения и обобщения: «Личность и общество». Контрольный тест Сфера духовной жизни Сфера духовной жизни Сфера духовной культуры и ее особенности Мораль. Основные ценности и нормы морали Долг и совесть Долг общественный и долг моральный. Моральный выбор. Свобода и ответственность. Роль образования. Система образования. Самообразование Наука, ее значение в современном мире. Религия, как форма культуры. Свобода совести. Урок повторения и обобщения: «Сфера духовной жизни». Контрольный тест Экономика Экономика Потребности и ресурсы. Свободные и экономические блага. Альтернативная стоимость Основные вопросы экономики. Функции и модели экономической с истемы. Собственность. Право собственности. Виды собственности. Рынок. Регулирование рынка. Спрос и предложение. Рыночное равновесие. Производство. Товары и услуги. Факторы производства. Разделение труда и специализация. Предпринимательство. Виды бизнеса. Формы бизнеса. Роль государства в экономике. Функции государства. Государственный бюджет Распределение. Перераспределение доходов. Социальная политика. Потребление. Семейное потребление. Защита прав потребителя. Реальные и номинальные доходы. Инфляция. Банковские услуги. Безработица. Причины, виды и последствия безработицы. Политика государства в области занятости. Обмен. Курсы валют. Внешнеторговая политика. Урок повторения и обобщения: «Экономика». Контрольное тестирование. Социальная сфера Социальная сфера Социальная структура. Мобильность. Группы. Социальный конфликт Социальный статус и социальная роль. Связь поколений. Межнациональные отношения Отклоняющееся поведение. Социальная значимость здорового образа жизни. Семинарское занятие «Мы за здоровый образ жизни!» Урок повторения и обобщения: «Социальная сфера». Контрольное тестирование. Итоговое повторение Семинарское занятие «Сферы общественной жизни» Итоговое повторение и обобщение