Содержание и организация обучения технологии в текущем году. Основные разделы и темы, по которым учащиеся будут выполнять проекты: электротехнические работы, технология ведения домашнего хозяйства, современное производство и профессиональное образование. Формы презентации проектов.
Основы проектирования. Творческий проект. НРК. – 16 ч
Обсуждение основ проектирования. Выбор темы проекта с учетом анализа потребностей родного края. Этапы выполнения проекта. Современное понятие дизайна. Дизайн как результат серии решений. Дизайн-анализ изделия. Дизайн и качество. Техника изображения объектов. Разработка эскиза изделия. Конструирование, моделирование и технологическая последовательность изготовления изделия. Экономический и экологический анализ выбранного изделия. Критерии оценки творческого проекта. Самоанализ проделанной работы. Документальное оформление проекта.
Оценка качества выполненной работы. Презентация проекта. Защита проекта.
Примерный перечень изделий для проекта:
- из текстильных материалов (национальный костюм, декоративные панно, национальные плетения, вышивки, вязаные изделия и поделки, русская тряпичная кукла и т.д.)
- проект на тему: «Масленица», «Пасха», народные национальные праздники (например, Чыл-пажи – новый год по-шорски и др.).
В результате изучения раздела "Основы проектирования» ученик должен:
знать/понимать
• что такое учебный проект;
• с чего начинается технологический проект;
уметь
• определять потребности людей и общества;
• проводить опрос (интервью) для определения потребностей;
• осуществлять дизайн-анализ изделий;
• обосновывать выбор изделия для проекта;
• формулировать задачу проекта;
• разрабатывать перечень критериев для выбранного изделия;
• представлять результаты проектной деятельности;
• проводить самооценку результатов планирования и выполнения проекта, оценивать качество изделия;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для анализа потребностей и выявления возможностей их удовлетворения с учетом существующих ресурсов; изготовления изделий, соответствующих определенным потребностям; планирования и организации преобразовательной деятельности; поиска необходимой информации.
Кулинария. НРК. – 12 ч
Физиология питания (2 час)
Основные теоретические сведения. Общие понятия об обмене веществ. Виды питания. Пищевые продукты как источник белков, жиров и углеводов. Факторы, влияющие на обмен веществ. Калорийность пищи.
Практические работы. Расчет калорийности блюд. Составление суточного меню.
Основные понятия: обмен веществ, химический состав продуктов, белки, жиры, углеводы, минеральные вещества, микроэлементы, витамины, вода, режим питания, калорийность, меню.
Вид контроля: устный опрос, проверка самостоятельной работы.
Технология приготовления пищи
Русская кухня (2час).
Основные теоретические сведения
Все о русской кухне. Обычаи, традиции. Русские блюда. Особенности приготовления.
Практические работы
Определение качества продуктов. Первичная обработка и приготовление блюд русской кухни. Украшение и подача к столу.
Варианты объектов труда. Блюдо русской кухни.
Основные понятия: виды первичной и тепловой обработки, готовность блюда, оформление блюда, подача блюд.
Вид контроля: тестовый опрос, вопросы.
Русские национальные блюда из птицы (2 час)
Основные теоретические сведения
Виды домашней птицы и их кулинарное употребление. Виды тепловой обработки, применяемые при приготовлении блюд из домашней птицы. Время приготовления и способы определения готовности кулинарных блюд. Оформление готовых блюд при подаче к столу.
Практические работы
Определение качества птицы. Первичная обработка птицы. Приготовление блюд из домашней птицы. Разделка птицы и украшение перед подачей к столу.
Варианты объектов труда. Блюдо из птицы.
Основные понятия: виды птицы, доброкачественность , вид тепловой обработки, готовность блюда, оформление блюда, подача блюд.
Вид контроля: тестовый опрос, вопросы.
Блюда национальной кухни (2 часа)
Выбор блюд национальной кухни осуществляется в соответствии с традициями данного региона и желаниями учителя и учащихся.
Вид контроля: комбинированный опрос, тестовый опрос, проверка самостоятельной работы.
Сервировка праздничного стола (2 час).
Основные теоретические сведения
Требования к качеству и оформлению готовых блюд. Способы подачи готовых блюд к столу, правила пользования столовыми приборами. Правила поведения за столом и приема гостей. Как дарить и принимать цветы и подарки. Время и продолжительность визита.
Практические работы
Составление меню, расчет количества и стоимости продуктов. Сервировка стола к традиционным праздникам. Оформление стола. Складывание салфеток различными способами. Изготовление приглашения.
Варианты объектов труда.
Приглашения к празднику. Меню. Расчет стоимости продуктов. Эскиз и сервировка стола.
Основные понятия: десерт, этикет, правила поведения за столом, правила приема подарков, скатерти, салфетки, украшение стола цветами, способы складывания салфеток, приглашения.
Вид контроля: самостоятельная работа, тестовый опрос.
Заготовка продуктов (2) час.
Основные теоретические сведения
Способы консервирования фруктов и ягод. Преимущества и недостатки консервирования стерилизацией и пастеризацией. Значение кислотности плодов для консервации. Стерилизация в промышленных и домашних условиях. Время стерилизации. Условия максимального сохранения витаминов в компотах. Условия и сроки хранения компотов.
Практические работы
Первичная обработка фруктов и ягод для компота. Подготовка банок и крышек для консервирования. Приготовление сахарного сиропа. Бланширование фруктов перед консервированием. Стерилизация и укупорка банок с компотом.
Варианты объектов труда.
Компот из яблок и груш.
Основные понятия:, консервирование, консервирование сахаром, консервирование солью и уксусом, закаточная машинка, варенье, джем, пюре, укупорка, стерилизация.
Вид контроля: самостоятельная работа, тестовый опрос.
Требования по разделу кулинария
В результате изучения технологии ученик в зависимости от изучаемого раздела должен:
Знать/понимать:
Обычаи, традиции русской кухни, значение русских блюд в питании человека, виды птицы, способы ее приготовления, организация рабочего места, требования к качеству и оформлению изделий, санитарно-гигиенические требования, правила безопасности труда в процессе приготовления блюд, современное оборудование предприятий общественного питания.
значение консервированных продуктов в питании человека, способы и виды консервирования, преимущества консервирования продуктов в условиях производства, последовательность приготовления консервов, организация рабочего места, санитарно-гигиенические требования и правила безопасности в процессе приготовления консервов, рабочие профессии консервных заводов, гигиенические требования к меню, калорийность пищи, нормы и режим питания, профессия калькулятора.
влияние способов обработки на пищевую ценность продуктов;
санитарно-гигиенические требования к помещению кухни и столовой, к обработке пищевых продуктов;
виды оборудования современной кухни;
виды экологического загрязнения пищевых продуктов, влияющие на здоровье человека.
Уметь:
выбирать пищевые продукты для удовлетворения потребностей организма в белках, углеводах, жирах, витаминах;
определять доброкачественность пищевых продуктов по внешним признакам;
составлять меню праздничного стола;
выполнять механическую и тепловую обработку пищевых продуктов; соблюдать правила хранения пищевых продуктов, полуфабрикатов и готовых блюд;
заготавливать на зиму овощи и фрукты;
оказывать первую помощь при пищевых отравлениях и ожогах.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
приготовления и повышения качества блюд, сокращения временных и энергетически затрат при обработке пищевых
продуктов; консервирования и заготовки пищевых продуктов в домашних условиях; соблюдения правил этикета за столом;
приготовления блюд по готовым рецептам, включая блюда национальной кухни; сервировки стола и оформления приготовленных блюд.
Рукоделие. Художественные ремесла. НРК. (10 час)
Вязание на спицах
Основные теоретические сведения
Традиции русской вязальной школы. Ассортимент изделий, выполняемых в технике вязания на спицах. Материалы и инструменты для вязания. Характеристика шерстяных, пуховых, хлопчатобумажных и шелковых нитей. Условные обозначения, применяемые при вязании на спицах.
Практические работы
Подбор спиц в зависимости от качества и толщины нити. Начало вязания на двух и пяти спицах. Набор петель. Выполнение простых петель различными способами. Убавление, прибавление и закрывание петель. Соединение петель по лицевой и изнаночной стороне. Вязание двумя нитками разной толщины.
Выполнение образцов и изделий в технике вязания на спицах.
Варианты объектов труда.
Образцы вязания на спицах, носки, варежки, перчатки.
Основные понятия: спицы, пряжа, классическая лицевая и изнаночная петли, «бабушкина» лицевая и изнаночная петли, начало вязания, конец вязания, закрытие ряда, раппорт вязания, схема вязания, условные обозначения петель и рядов, ажурная вязка, набор.
Вид контроля: самостоятельная работа, тестовый опрос.
Требования по разделу вязание на спицах
В результате изучения технологии ученик в зависимости от изучаемого раздела должен:
Знать:
возможности техники вязания на спицах, материалы и инструменты;
свойства шерстяных, пуховых, хлопчатобумажных и шелковых нитей;
правила подбора спиц для вязания;
условные обозначения, применяемые при вязании на спицах;
технология вязания на двух и пяти спицах;
способы ремонта вязаных изделий.
Уметь:
подбирать спицы в соответствии с толщиной и качеством нити;
выполнять записи узоров вязания с помощью условных обозначении;
вязать простые изделия на двух и пяти спицах;
производить ремонт вязаных изделий.
Технологии ведения дома (8 час).
Ремонт помещений (4 час).
Основные теоретические сведения
Характеристика распространенных технологий ремонта и отделки жилых помещений. Инструменты для ремонтно-отделочных работ.
Подготовка поверхностей стен помещений под окраску или оклейку. Технология нанесения на подготовленные поверхности водорастворимых красок, наклейка обоев, пленок, плинтусов, элементов декоративных украшений.
Соблюдение правил безопасности труда и гигиены при выполнении ремонтно-отделочных работ. Применение индивидуальных средств защиты и гигиены. Экологическая безопасность материалов и технологий выполнения ремонтно-отделочных работ.
Профессии, связанные с выполнением санитарно-технических и ремонтно-отделочных работ.
Практические работы
Выполнение эскиза жилой комнаты (гостиной, спальни). Подбор строительно-отделочных материалов по каталогам. Определение гармоничного соответствия вида плинтусов, карнизов и др. стилю интерьера. Выбор обоев, красок, элементов декоративных украшений интерьера по каталогам. Эскиз оформления приусадебного (пришкольного) участка с использованием декоративных растений.
Основные понятия: технология ремонта, декоративные украшения, экологическая безопасность, виды клеев и красок, разновидности обоев.
Экскурсия, самостоятельная работа.
Санитарно-технические работы (4 час).
Основные теоретические сведения
Правила эксплуатации систем теплоснабжения, водоснабжения и канализации. Устройство современных кранов, вентилей, смесителей, сливных бачков. Причины подтекания воды в водоразборных кранах и вентилях, сливных бачках. Способы ремонта. Соблюдение правил предотвращения аварийных ситуаций в сети водопровода и канализации.
Профессии, связанные с выполнением санитарно-технических работ.
Практические работы.
Ознакомление с системой теплоснабжения, водоснабжения и канализации в школе и дома. Подбор по каталогам элементов сантехники для ванной комнаты и туалета.
Основные понятия: система теплоснабжения, водоснабжения, канализации, кран, вентиль, сливной бачок.
Электротехнические работы (6 час).
Основные теоретические сведения
Схема квартирной электропроводки. Способы определения места расположения скрытой электропроводки. Подключение бытовых приемников и счетчиков электроэнергии. Пути экономии электрической энергии. Виды и назначение автоматических устройств. Автоматические устройства в бытовых электроприборах. Влияние электротехнических и электронных приборов на окружающую среду и здоровье человека. Профессии, связанные с производством, эксплуатацией и обслуживанием электротехнических и электронных устройств.
Практические работы
Определение расхода и стоимости электрической энергии. Изучение схемы квартирной электропроводки. Подбор бытовых приборов по их мощности.
Варианты объектов труда
Счетчик электроэнергии, типовые аппараты коммутации и защиты.
Основные понятия: квартирная проводка, автоматические устройства.
Вид контроля: вопросы.
Современное производство и профессиональное образование.
НРК. (14 час).
Сферы производства и разделение труда (4 час).
Основные теоретические сведения
Сферы и отрасли современного производства. Основные структурные подразделения производственного предприятия. Разделение труда. Приоритетные направления развития техники и технологий в Кемеровской области. Влияние техники и технологий на виды и содержание труда. Понятие о профессии, специальности и квалификации работника. Факторы, влияющие на уровень оплаты труда.
Практические работы
Анализ структуры предприятия. Ознакомление с деятельностью производственного предприятия или предприятия сервиса. Экскурсия на пищекомбинат.
Варианты объектов труда.
Устав предприятия. Данные о кадровом составе предприятия и уровне квалификации работников.
Основные понятия: производственное предприятие, разделение труда, современное производство, содержание труда.
Основы предпринимательства – 8 ч
Понятие рынка как системы отношений добровольного обмена между покупателем и продавцом. Понятие предпринимательства. Роль предпринимательства в рыночной экономике. Основные сферы предпринимательской деятельности: производство товаров и услуг, коммерция (торговля), финансы, посредничество, страхование. Физические и юридические лица. Правовое обеспечение предпринимательства. Государственная поддержка предпринимательства.
Понятие менеджмента и маркетинга в предпринимательстве. Этика и психология предпринимательства. Основные риски в предпринимательстве.
Реклама. Имидж и фирменный стиль.
Пути получения профессионального образования – 2 ч
Ознакомление со сферами профессиональной деятельности человека: «человек - человек», «человек - техника», «человек - природа», «человек — знаковая система», «человек — художественный образ». Проектирование профессионального плана и его коррекция с учетом интересов, склонностей, способностей учащихся, требований, предъявляемых к человеку профессией и рынком труда. Здоровье и выбор пути профессионального образования.
В результате изучения раздела «Основы предпринимательства и пути получения профессионального образования»
ученик должен:
знать/понимать
• сферы современного производства; разделение труда на производстве; понятие о специальности и квалификации работника; факторы, влияющие на уровень оплаты труда; пути получения профессионального образования; необходимость учета требований к качествам личности при выборе профессии;
уметь
• находить информацию о региональных учреждениях профессионального образования, путях получения профессионального образования и трудоустройства; сопоставлять свои способности и возможности с требованиями профессии;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для построения планов профессиональной карьеры, выбора пути продолжения образования или трудоустройства.