Рабочая программа составлена на основе Программы курса «Обществознание 6-9 классы, Л. Н. Боголюбова, н. И. Городецкой, Л. Ф. Ивановой, А. И. Матвеева: «Просвещение», 2010 – с. 13-15. Согласно базисному учебному плану средней (полной) школы, рекомендациям Министерства образования РФ выбрана данная учебная программа и учебно-методический комплект.
В соответствии с федеральным учебным планом для ОУ на изучение обществознания в 9 классе отводится 35 часов, 1 час в неделю. В УМК входит: Обществознание. 9 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений/ под ред. Л.Н.Боголюбова. – М.: Просвещение, 2011. Поздеев, А.В. Универсальные поурочные разработки по обществознанию. 9 кл. – М.: ВАКО, 2009.
Методические рекомендации по курсу «Введение в обществознание»: 8-9 кл./ под ред. Л. Н.Боголюбова. - М.: Просвещение, 2005.
Дыдко, С.Н. Контрольные и проверочные работы по обществознанию.8-9 кл. – М.: Экзамен,2005.
В данной рабочей программе по окончанию изучения каждой темы включены семинарские занятия и контрольное тестирование по теме. Резервные уроки использованы для изучения наиболее сложных тем курса.
Программа содержит следующие разделы:
- Политика и социальное управление
- Право
Практическая часть представлена семинарскими занятиями – 2 и контрольным тестированием – 2.
ЦЕЛИ ПРОГРАММЫ:
- развитие личности в период социального взросления человека, ее духовно-нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка, способности к личному самоопределению и самореализации; интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;
- воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
- освоение системы знаний об экономической и иных видах деятельности людей, об обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений, необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполнения социальных ролей человека и гражданина, для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования или для самообразования;
- овладение умениями получать и критически осмысливать социальную (в том числе экономическую и правовую) информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и государства;
- формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений, гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий, в семейно-бытовой сфере; для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом; для содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.
7. Курс предусматривает формирование у школьников общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
- определение сущностных характеристик изучаемого объекта, сравнение, сопоставление, оценка и классификация объектов по указанным критериям;
- объяснение изученных положений на предлагаемых конкретных примерах;
- решение познавательных практических задач, отражающих типичные социальные ситуации;
- применение полученных знаний для определения экономически рационального, правомерного и социально одобряемого поведения и порядка действий в конкретных ситуациях;
- умения обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного);
- поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа и извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.);
- выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
- работа с текстами различных стилей, понимание их специфики; адекватное восприятие языка средств массовой информации;
- самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера;
- владение основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия,) следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).
8. КТП составлено на 35 часов, 1 час в неделю.
9. Семинарские занятия в календарно-тематическом планировании выделены курсивом. Контрольное тестирование - жирным шрифтом
. Содержание программы
Наименование раздела
Название темы
Содержание учебного материала
Политика и социальное управление
Политика и социальное управление
Политика и власть
Государство, его отличительные признаки
Политический режим
Правовое государство
Гражданское общество
Участие граждан в политической жизни
Политические партии и движения.
СМИ. Влияние СМИ на общество.
Семинарское занятие: «Политика и социальное управление».
Урок повторения и общения: «Политика и социальное
управление». Контрольное тестирование
Роль права в жизни человека, общества, государства
Понятие правоотношений
Понятие правонарушений
Правоохранительные органы
Конституция РФ.
Основы конституционного строя России
Понятие прав, свобод и обязанностей
Воздействие международных правовых документов на
утверждение прав человека и гражданина в РФ
Права и свободы человека и гражданина в РФ, их гарантии
Права ребенка и их защита
Гражданские правоотношения
Права потребителей
Трудовые правоотношения
Семейные правоотношения
Права и обязанности родителей и детей
Административные правоотношения
Основные понятия и институты уголовного права
Уголовная ответственность несовершеннолетних
Социальные права
Жилищные правоотношения
Международная правовая защита жертв вооруженных
конфликтов
Правовое регулирование отношений в сфере образования