1)знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;
2)реализация установок здорового образа жизни;
3)сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к живым объектам.
Метапредметные результаты:
1)умение работать с разными источниками информации: текстом учебника, научно-популярной литературой, словарями и справочниками; анализировать и оценивать информацию, преобразовывать ее из одной формы в другую; овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
2)умение организовывать свою учебную деятельность: определять цель работы, ставить задачи, планировать – определять последовательность действий и прогнозировать результаты работы. Осуществлять контроль и коррекцию в случае обнаружения отклонений и отличий при сличении результатов с заданным эталоном. Оценка результатов работы – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;
3)способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
4)умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми; умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.
Предметные результаты:
1)выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых организмов; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; организма человека; видов, экосистем; биосферы) и процессов (обмен веществ и превращение энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма; круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах);
2)приведение доказательств (аргументация) родства человека с млекопитающими животными; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды; необходимости защиты окружающей среды; соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами, травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек, нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;
3)классификация – определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;
4)объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; родства, общности происхождения и эволюции растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роли различных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы; механизмов наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний у человека, видообразования и приспособленности;
5)различение на таблицах частей и органоидов клетки, органов и систем органов человека; на живых объектах и таблицах органов цветкового растения, органов и систем органов животных, растений разных отделов, животных разных типов и классов; наиболее распространенных растений и домашних животных; съедобных и ядовитых грибов; опасных для человека растений и животных;
6)сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
7)выявление изменчивости организмов; приспособлений организмов к среде обитания; типов взаимодействия разных видов в экосистеме; взаимосвязей между особенностями строения клеток, тканей, органов, систем органов и их функциями;
8)овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.
9)знание основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни;
10)анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияния факторов риска на здоровье человека.
11)знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;
12)соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы).
13)освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных, простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего; рациональной организации труда и отдыха; выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними; проведения наблюдений за состоянием собственного организма.
14)овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы.
2.Содержание курса биологии
Раздел 1
Живые организмы
Биология как наука. Роль биологии в практической деятельности людей. Разнообразие организмов. Отличительные признаки представителей разных царств живой природы. Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент. Клеточное строение организмов. Правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами.
Бактерии. Многообразие бактерий. Роль бактерий в природе и жизни человека. Бактерии — возбудители заболеваний. Меры профилактики заболеваний, вызываемых бактериями.
Грибы. Многообразие грибов, их роль в природе и жизни человека. Съедобные и ядовитые грибы. Оказание приёмов первой помощи при отравлении грибами.
Лишайники. Роль лишайников в природе и жизни человека.
Вирусы — неклеточные формы. Заболевания, вызываемые вирусами. Меры профилактики заболеваний.
Растения. Клетки, ткани и органы растений. Процессы жизнедеятельности: обмен веществ и превращение энергии, питание, фотосинтез, дыхание, удаление продуктов обмена, транс порт веществ. Регуляция процессов жизнедеятельности. Движение. Рост, развитие и размножение. Многообразие растений, принципы их классификации. Водоросли, мхи, папоротники, голосеменные и покрытосеменные растения. Значение растений в природе и жизни человека. Важнейшие сельскохозяйственные куль туры. Ядовитые растения. Охрана редких и исчезающих видов растений. Основные растительные общества. Усложнение растений в процессе эволюции.
Животные. Строение животных. Процессы жизнедеятельности и их регуляции у животных. Размножение, рост и развитие. Поведение. Раздражимость. Рефлексы. Инстинкты. Многообразие (типы, классы хордовых) животных, их роль в природе и жизни человека. Сельскохозяйственные и домашние животные. Профилактика заболеваний, вызываемых животными. Усложнение животных в процессе эволюции. Приспособления к различным средам обитания. Охрана редких и исчезающих видов животных.
Лабораторные и практические работы
Устройство увеличительных приборов и правила работы с ними.
Приготовление микропрепарата кожицы чешуи лука.
Изучение органов цветкового растения.
Изучение строения позвоночного животного.
Передвижение воды и минеральных веществ в растении.
Изучение строения семян однодольных и двудольных растений.
Изучение строения водорослей
Изучение строения мхов (на местных видах).
Изучение строения папоротника (хвоща).
Изучение строения голосеменных растений.
Изучение строения покрытосеменных растений.
Изучение строения плесневых грибов.
Вегетативное размножение комнатных растений.
Изучение одноклеточных животных.
Изучение внешнего строения дождевого червя, наблюдение за его передвижением и реакциями на раздражения.
Изучения строения моллюсков по влажным препаратам.
Изучение многообразия членистоногих по коллекциям.
Изучение строения рыб.
Изучения строения птиц.
Изучение строение куриного яйца.
Изучение строения млекопитающих.
Экскурсии
Разнообразие и роль членистоногих в природе.
Разнообразие птиц и млекопитающих.
Раздел 2
Человек и его здоровье
Человек и окружающая среда. Природная и социальная среда обитания человека. Защита среды обитания человека.
Общие сведения об организме человека. Место человека в системе органического мира. Черты сходства и различия человека и животных. Строение организма человека: клетки, ткани, органы, системы органов. Методы изучения организма человека.
Опора и движение. Опорно-двигательная система. Профилактика травматизма. Значение физических упражнений и культуры труда для формирования скелета и мускулатуры. Первая помощь при травмах опорно-двигательной системы.
Транспорт веществ. Внутренняя среда организма, значение её постоянства. Кровеносная и лимфатическая системы. Кровь. Группы крови. Лимфа. Переливание крови. Иммунитет. Антитела. Аллергические реакции. Предупредительные прививки. Лечебные сыворотки. Строение и работа сердца.
Кровяное давление и пульс. Приёмы оказания первой помощи при кровотечениях.
Дыхание. Дыхательная система. Строение органов дыхания. Газообмен в лёгких и тканях. Гигиена органов дыхания. Заболевания органов дыхания и их предупреждение. Примеры оказания первой помощи при отравлении угарным газом, спасении утопающего. Инфекционные заболевания и меры их профилактики. Вред табакокурения.
Питание. Пищеварение. Пищеварительная система. Нарушения работы пищеварительной системы и их профилактика.
Обмен веществ и превращения энергии в организме. Пластический и энергетический обмен. Обмен воды, минеральных солей, белков, углеводов и жиров. Витамины. Рациональное питание. Нормы и режим питания.
Покровы тела. Строение и функции кожи. Роль кожи в терморегуляции. Уход за кожей, волосами, ногтями. Приёмы оказания первой помощи при травмах, ожогах, обморожениях и их профилактика. Закаливание организма.
Выделение. Строение и функции выделенной системы. Заболевания органов мочевыделительной системы и их предупреждение.
Размножение и развитие. Половые железы и половые клетки. Половое созревание. Инфекции, передающиеся половым путём, их профилактика. ВИЧ — инфекция и её профилактика. Наследственные заболевания. Медико-генетическое консультирование. Оплодотворение, внутриутробное развитие.
Беременность. Вредное влияние на развитие организма курения, употребления алкоголя, наркотиков. Роды. Развитие после рождения.
Органы чувств. Строение и функции органов зрения и слуха. Нарушения зрения и слуха, их предупреждение. Вестибулярный аппарат. Мышечное и кожное чувства. Обоняние. Вкус.
Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма. Нервная система. Рефлекс и рефлекторная дуга. Эндокринная система. Гормоны, механизмы их действия на клетки. Нарушения деятельности нервной и эндокринной систем и их предупреждение.
Поведение и психика человека. Безусловные рефлексы и инстинкты. Условные рефлексы. Особенности поведения человека. Речь. Мышление. Внимание. Память. Эмоции и чувства. Сон. Темперамент и характер. Способности и одарённость. Межличностные отношения. Роль обучения и воспитания в развитии поведения и психики человека.
Здоровый образ жизни. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Укрепление здоровья: аутотренинг, закаливание, двигательная активность. Влияние физических упражнений на органы и системы
органов. Факторы риска: стрессы, гиподинамия, переутомление, переохлаждение. Вредные и полезные привычки, их влияние на состояние здоровья.
Лабораторные и практические работы
Строение клеток и тканей.
Строение и функции спинного и головного мозга.
Определение гармоничности физического развития.
Выявление нарушений осанки и наличия плоскостопия.
Микроскопическое строение крови человека и лягушки.
Подсчет пульса в разных условиях и измерение артериального давления.
Дыхательные движения. Измерение жизненной ёмкости легких.
Строение и работа органа зрения.
Экскурсия
Происхождение человека.
Раздел 3
Общие биологические закономерности
Отличительные признаки живых организмов.
Особенности химического состава живых организмов: неорганические и органические вещества, их роль в организме.
Обмен веществ и превращения энергии — признак живых организмов. Роль питания, дыхания, транспорта веществ, удаления продуктов обмена в жизнедеятельности клетки и организма.
Рост и развитие организмов. Размножение. Бесполое и половое размножение. Половые клетки. Оплодотворение.
Наследственность и изменчивость — свойства организмов.
Наследственная и ненаследственная изменчивость.
Система и эволюция органического мира. Вид — основная систематическая единица. Признаки вида. Ч. Дарвин — основоположник учения об эволюции. Движущие виды эволюции: наследственная изменчивость, борьба за существование, естественный отбор. Результаты эволюции: многообразие видов, приспособленность организмов к среде обитания.
Взаимосвязи организмов и окружающей среды. Среда — источник веществ, энергии и информации. Влияние экологических факторов на организмы. Экосистемная организация живой природы. Взаимодействия разных видов в экосистеме (конкуренция, хищничество, симбиоз, паразитизм). Пищевые связи в экосистеме. Круговорот веществ и превращения энергии. Биосфера — глобальная экосистема. В.И. Вернадский — основоположник учения о биосфере. Границы биосферы. Распространение и роль живого вещества в биосфере. Роль человека в биосфере. Экологические проблемы. Последствия деятельности человека в экосистемах.
Лабораторные и практические работы
Изучение клеток и тканей растений и животных на готовых микропрепаратах и их описание.
Выявление изменчивости у организмов.
Выявление приспособлений у организмов к среде обитания (на конкретных примерах).
Программа обеспечивает последовательное изучение разделов курса: «Живые организмы», «Человек и его здоровье», «Общие биологические закономерности».
Изучение общебиологических вопросов начинается в вводном курсе 5 класса и продолжается на протяжении всех курсов биологии для основной школы.
В программе предлагаются концентрический курс тематического планирования.
Рабочая программа составлена, в зависимости от характера образовательного учреждения и специфики класса, может быть использована как соответствующий вариант тематического планирования.
По рабочей программе: 210ч = 70ч+70ч+70ч
7 класс
№
п/п
Тема
Количество
часов
Лабораторные
работы
Региональный компонент
Контрольные
работы
1
Введение
3
-
-
-
2
Царство Прокариоты
3
1
-
1
3
Царство Грибы
3
2
-
1
4
Царство Растения
16
6
1
1
5
Царство Животные
38
14
3
1
6
Вирусы
2
-
-
-
7
Заключение
2
-
-
1
8
Резервное время
3
-
-
-
9
Итого:
70
23
4
5
8 класс
№
п/п
Тема
Кол-во часов
Лабораторные работы
Региональный компонент
Контрольные работы
1
Место человека в системе органического мира
2
-
-
-
2
Происхождение человека
2
-
-
-
3
Краткая история развития знаний о строении и функциях организма человека
7
-
-
-
4
Общий обзор строения и функций организма человека
4
2
-
1
5
Координация и регуляция
11
2
-
-
6
Опора и движение
8
3
-
1
7
Внутренняя среда организма
3
1
-
-
8
Транспорт веществ
4
2
-
1
9
Дыхание
5
1
-
1
10
Пищеварение
5
2
-
-
11
Обмен веществ и энергии
2
-
-
-
12
Выделение
2
-
-
-
13
Покровы тела
3
-
-
-
14
Размножение и развитие
2
-
-
-
15
Высшая нервная деятельность
5
-
-
1
16
Человек и его здоровье
4
2
2
-
17
Обобщающее повторение
1
-
-
1
Итого:
70
15
2
6
9 класс
№
п/п
Тема
Кол-во часов
Лабораторные работы
Региональный компонент
Контрольные работы
1
Введение
3
-
-
-
2
Структурная организация живых организмов
14
1
-
1
3
Размножение и индивидуальное развитие организмов
5
-
-
-
4
Наследственность и изменчивость
16
3
1
1
5
Эволюция живого мира на Земле
19
3
-
1
6
Взаимоотношения организма и среды. Основы экологии
11
3
1
1
7
Резервное время
2
2
2
2
Итого:
70
12
4
5
Приложение 1 Календарно – тематическое планирование биология 7 класс
70 часов 2 часа в неделю
№ п//п
Тема
Количество часов
Введение 3 часа
1
Разнообразие живого на Земле. Уровни организации жизни.
1
2
Причины многообразия живых организмов. Ч. Дарвин о происхождении видов.
1
3
Что такое систематика.
1
Раздел 1 Царство Прокариоты. 3 часа
4
Происхождение и эволюция бактерий. Общие свойства прокариотических организмов.
1
5
Многообразие форм бактерий. Понятие о типах у прокариот. Л. Р. 1 «Зарисовка схемы строения прокариотической клетки».
1
6
Распространённость в биоценозах. Экологическая роль и медицинское значение.
1
Раздел 2 Царство Грибы. 4 часа
7
Происхождение и эволюция грибов. Особенности строения клеток грибов.
1
8
Основные отделы грибов. Л. Р. 2 «Строение плесневого гриба мукора».
1
9
Роль грибов в биогеоценозах и хозяйственной деятельности человека.
Р. К. Л. Р. 3 «Распознавание съедобных и ядовитых грибов своей местности».
1
10
Лишайники.
1
Раздел 3 Царство Растения. 16часов
1 Общая характеристика растений. 2 часа
11
Общая характеристика растений.
1
12
Особенности строения и жизнедеятельности растений.
1
2 Низшие растения. 2 часа
13
Водоросли как древнейшая группа растений. Одноклеточные и многоклеточные водоросли.
1
14
Систематика водорослей. Л. Р. 4 «Изучение внешнего строения водорослей».
1
3 Высшие споровые растения. 4 часа
15
Происхождение и общая характеристика высших растений.
1
16
Отдел Моховидные. Л. Р. 5 «Изучение внешнего строения мха».
1
17
Отдел Плауновидные.
1
18
Отдел Папоротниковидные. Л. Р. 6 «Изучение внешнего строения папоротника».
1
4 Отдел Высшие семенные растения.
Отдел голосеменные. 2часа
19
Отдел голосеменные. Происхождение и особенности организации.
1
20
Многообразие, размножение и значение голосемянных.
Л. Р. 7 «Изучение строения и многообразия голосеменных».
1
5 Высшие семенные растения.
покрытосеменные (цветковые) растения. 6 часов
21
Происхождение и особенности организации покрытосеменных растений. Жизненные формы покрытосеменных.
1
22
Размножение покрытосеменных.
Л. Р. 8 «Изучение строения покрытосеменных».
1
23
Класс однодольные. Семейства злаковых и лилейных.
1
24
Класс Двудольные. Семейства класса Двудольные.
Р. К. Л. Р.9 «Распознавание растений своей местности».
25
Обобщающий урок по теме «Растения».
1
26
Итоговое тестирование.
1
Раздел 4 Царство Животные 38 часов
6 Общая характеристика животных. 1 час
27
Общая характеристика животных.
Л. Р. 10 «Анализ структуры биомов суши и мирового океана» (на схемах и иллюстрациях).
1
7 Подцарство одноклеточные. 2 часа
28
Общая характеристика простейших. Органоиды простейших.
1
29
Классификация простейших.
Л. Р. 11 «Строение амёбы, эвглены, инфузории».
1
8 Подцарство многоклеточные. 1 час
30
Общая характеристика многоклеточных.
1
9 Тип кишечнополостные. 3 часа
31
Особенности организации кишечнополостных.
Л. Р. 12 «Строение кишечнополостных».
1
32
Систематика кишечнополостных
1
33
Роль кишечнополостных в природных сообществах.
1
10 Тип плоские черви. 2 часа
34
Особенности организации плоских червей. Многообразие ресничных червей.
1
35
Класс Сосальщики и Ленточные черви. Приспособления к паразитизму. Л. Р. 13 «Жизненные циклы печёночного сосальщика и бычьего цепня».
1
11 Тип круглые черви. 1 час
36
Особенности организации круглых червей. Цикл развития аскариды; меры профилактики аскаридоза.
Л. Р. 14 «Цикл развития человеческой аскариды».
1
12 Тип кольчатые черви. 3 часа
37
Особенности строения кольчатых червей.
Л. Р. 15 «Внешнее строение дождевого червя».
1
38
Многообразие кольчатых червей.
1
39
Значение кольчатых червей в биоценозах.
13 Моллюски. 2 часа
40
организации. Многообразие моллюсков.
Л. Р. 16 «Внешнее строение моллюсков».
1
41
Значение моллюсков в биоценозах. Роль в природе и жизнедеятельности человека.
1
14 Тип Членистоногие. 7 часов
42
Происхождение и особенности организации членистоногих. Многообразие членистоногих.
1
43
Классы Ракообразные и Паукообразные.
Л. Р. 17 «Изучение внешнего строения Ракообразных и Паукообразных».
1
44
Класс Насекомые. Л. Р. 17 «Изучение внешнего строения».
1
45
Размножение и развитие насекомых.
1
46
Отряды насекомых с неполным превращением.
1
47
Отряды насекомых с полным превращением.
1
48
Значение насекомых в биоценозах и жизни человека. Многоножки.
1
15 Тип Иглокожие. 1 час
49
Общая характеристика и многообразие иглокожих.
1
16 Тип Хордовые. Подтип Бесчерепные. 1 час
50
Происхождение хордовых. Общая характеристика типа.
Ланцетник.
1
Подтип Позвоночные (черепные). Надкласс Рыбы. 2 часа
51
характеристика позвоночных. Происхождение и общая характеристика рыб. Л. Р. 18 «Особенности внешнего строения рыб в связи с образом жизни».
1
52
Многообразие рыб.
1
18 Класс Земноводные. 2 часа
53
Общая характеристика Земноводных. Многообразие и среда обитания. Л. Р. 19 «Особенности внешнего строения лягушки, связанные с образом жизни». «Земноводные Кемеровской области».
1
54
Классификация земноводных.
1
19 Класс Пресмыкающиеся. 2 часа
55
рептилий. Организация пресмыкающихся на примере ящерицы. Л. Р. 20 «Сравнительный анализ строения скелетов черепахи, ящерицы и змеи».
1
56
пресмыкающихся. Вымершие пресмыкающихся
1
20 Класс Птицы. 4 часа
57
Происхождение птиц. Особенности строения птиц, связанных с полетом. Л. Р. 21 «Особенности строения птиц, связанных с образом жизни».
1
58
Размножение и развитие птиц.
1
59
Экологические группы птиц.
1
60
Значение птиц в природе и жизни человека.
1
21 Класс Млекопитающие. 4 часа
61
Происхождение млекопитающих. Яйцекладущие и сумчатые млекопитающие.
1
62
Особенности внешнего и внутреннего строения млекопитающих. Л. Р. 22 «Изучение строения млекопитающих».
1
63
Размножение и многообразие млекопитающих.
Л. Р. 23 «Распознавание животных своей местности».
1
64
Значение в природе и жизни человека. Охрана зверей. Домашние млекопитающие.
1
Раздел 5 Вирусы. 2 часа
65
Общая характеристика вирусов. Строение вируса.
1
66
Профилактика вирусных заболеваний.
1
Заключение. 1 час
67
Итоговое тестирование
1
Резервное время 68 – 70
Лабораторных работ 23
Тесты 5
Региональный компонент – 4 ч.
Приложение 2 Календарно – тематическое планирование биология 8 класс
70 часов 2 часа в неделю
№ п//п
Тема
Количество часов
1 Человек. Место человека в системе органического мира. 2 часа
1
Человек как часть живой природы. Место человека в системе органического мира.
1
2
Черты сходства человека и животных. Сходство человека и человекообразных обезьян. Человек разумный.
1
Раздел 2 Происхождение человека. 2 часа
3
Биологические и социальные факторы антропогенеза. Этапы становления человека.
1
4
Рассы человека, их происхождение и единство.
1
Раздел 3 Краткая история развития знаний о строении и функциях организма человека. 7 часов
5
Наука о человеке: анатомия, физиология, гигиена.
1
6
Великие учёные Гиппократ и Клавдий Гален. Их вклад в становлении науки о человеке.
1
7
Андреас Везалий и Леонардо да Винчи их вклад в изучение анатомии.
1
8
У. Гарлей и М. Мальпиги о кровообращении и дыхании.
1
9
Российские анатомы и их работы по изучению тела человека.
1
10
Пирогов и его топографическая анатомия.
1
11
М, Сеченов и П. Павлов и их работы по физиологии человека.
1
4 Общий обзор строения и функций организма человека. 4 часа
12
Клеточное строение организма.
1
13
Ткани: эпителиальные и соединительные.
Л. Р. 1 «Изучения микроскопического строения тканей».
1
14
Ткани: мышечные и нервная.
1
15
Органы и системы органов.
Л. Р. 2 «Распознавание на таблицах органов и систем органов».
1
Раздел 5 Координация и регуляция. 11 часов
16
Гуморальная регуляция. Виды желёз. Гармоны.
1
17
Поджелудочная и щитовидная железа.
1
18
Надпочечники и гипофиз.
1
19
Строение и значение нервной системы.
1
20
Рефлекторная работа нервной системы.
1
21
Строение и функции спинного мозга.
1
22
Строение и функции головного мозга.
Л. Р. 3 «Изучение головного мозга человека».
1
23
Вегетативная нервная система.
1
24
Анализаторы. Зрительный анализатор. Л. Р. 4 «Изучение изменения размера зрачка».