Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного стандарта общего образования (утверждён Приказом МО РФ №1089 от 05.03.2004), учебной программы «Программы общеобразовательных учреждений. Физическая культура Основная школа. Средняя (полная) школа 5-11 классы» Матвеев А.П.: М.: Просвещение, 200 ., и является частью Федерального учебного плана для образовательных учреждений Российской Федерации.
В данной программе учтены особенности региона, муниципального образования, образовательного учреждения.
Программный материал по физической культуре делится на две части - базовую и вариативную. Без базового компонента невозможна успешная адаптация к жизни в человеческом обществе и эффективное осуществление трудовой деятельности независимо от того, чем бы хотел молодой человек заниматься в будущем. Базовый компонент составляет основу общегосударственного стандарта общеобразовательной подготовки в сфере физической культуры и не зависит от региональных, национальных и индивидуальных особенностей ученика. В базовую часть- входит материал в соответствии с федеральным компонентом учебного плана (основы знаний о физической культуре, спортивные игры- волейбол, баскетбол и русская лапта, гимнастика с элементами акробатики, легкая атлетика), региональный компонент – лыжная подготовка.
Вариативная (дифференцированная) часть физической культуры обусловлена необходимостью учета индивидуальных способностей детей, региональных, национальных и местных особенностей работы школ.
Программный материал усложняется по разделам каждый год за счет увеличения сложности элементов на базе ранее пройденных. Для прохождения теоретических сведений выделяется время как в процессе уроков. Так и один час урочного времени в начале каждой четверти.
Важной особенностью образовательного процесса в основной школе является оценивание учащихся. Оценивание учащихся предусмотрено как по окончании изучения раздела, так и по мере текущего освоения умений и навыков.
Целью физического воспитания в школе является содействие всестороннему развитию личности посредством формирования физической культуры личности школьника. Слагаемыми физической культуры являются: крепкое здоровье, хорошее физическое развитие, оптимальный уровень двигательных способностей, знания и навыки в области физической культуры, мотивы и освоенные способы (умения) осуществлять физкультурно-оздоровительную и спортивную деятельность.
Достижение цели физического воспитания обеспечивается решением следующих основных задач, направленных на:
-обучение жизненно важным двигательным умениям и навыкам;
-развитие двигательных (кондиционных и координационных) способностей;
-приобретение необходимых знаний в области физической культуры и спорта;
-воспитание потребности и умения самостоятельно заниматься физическими упражнениями, сознательно применять их в целях отдыха, тренировки, повышения работоспособности и укрепления здоровья;
-содействие воспитанию нравственных и волевых качеств, развитие психических процессов и свойств личности.
Система физического воспитания, объединяющая урочные, внеклассные и внешкольные формы занятий физическими упражнениями и спортом, должна создавать максимально благоприятные условия для раскрытия и развития не только физических, но и духовных способностей ребенка, его самоопределения. В этой связи в основе принципов дальнейшего развития системы физического воспитания в школе должны лежать идеи личностного и деятельностного подходов, оптимизации и интенсификации учебно-воспитательного процесса.
Решая задачи физического воспитания необходимо ориентировать свою деятельность на такие важные компоненты, как воспитание ценностных ориентаций на физическое и духовное совершенствование личности, формирование у учащихся потребностей и мотивов к систематическим занятиям физическими упражнениями, воспитание моральных и волевых качеств, формирование гуманистических отношений, приобретение опыта общения. Школьников необходимо учить способам творческого применения полученных знаний, умений и навыков для поддержания высокого уровня физической и умственной работоспособности, состояния здоровья, самостоятельных занятий.
2.Место учебного предмета
В соответствии с Федеральным учебным планом и планом МБОУ «Саломатовская ООШ» учебный предмет «Физическая культура» вводится как обязательный предмет в основной школе и на преподавание в 7 классе отводиться 102 часа в год. 3 часа в неделю.
Настоящей рабочей программой предусмотрена подача учебного материала с использованием следующих технологий обучения:
-личностно-ориентированное обучение;
-ИКТ;
-игровые технологии.
3. Содержание предмета
Основы знаний о физической культуре, умения и навыки, приемы закаливания, способы регуляции и самоконтроля.
Естественные основы
Влияние возрастных особенностей организма и его двигательной функции на физическое развитие и физическую подготовленность школьников.
Защитные свойства организма и профилактика средствами физической культуры.
Социально-психологические основы.
Решение задач игровой и соревновательной деятельности с помощью двигательных действий. Гигиенические основы организации самостоятельных занятий физическими упражнениями, обеспечение их общеукрепляющей и оздоровительной направленности, предупреждение травматизма и оказание посильной помощи при травмах и ушибах.
Анализ техники физических упражнений, их освоение и выполнение по показу.
Культурно-исторические основы.
Основы истории возникновения и развития олимпийского движения, физической культуры и отечественного спорта.
Терминология избранной игры. Правила и организация проведения соревнований по волейболу. Техника безопасности при проведении соревнований и занятий. Подготовка места занятий. Помощь в судействе. Организация и проведение подвижных игр и игровых заданий.
Баскетбол.
Основы знаний:
Терминология избранной игры. Правила и организация проведения соревнований по баскетболу. Техника безопасности при проведении соревнований и занятий. Подготовка места занятий. Помощь в судействе. Организация и проведение подвижных игр и игровых заданий.
Гимнастика
Значение гимнастических упражнений для сохранения правильной осанки. Развитие силовых способностей и гибкости. Страховка во время занятий. Основы выполнения гимнастических упражнений.
Легкая атлетика.
Основы знаний:
Терминология легкой атлетики. Правила и организация соревнований по легкой атлетике. Техника безопасности при проведении соревнований и занятий. Подготовка места занятий. Помощь в судействе.
Лыжная подготовка.
Основы знаний:
Терминология лыжной подготовки. Правила и организация соревнований по лыжной подготовке. Техника безопасности при проведении соревнований и занятий. Подготовка места занятий. Помощь в судействе.
4.Требования к уровню подготовки выпускников 7 класса
Легкая атлетика
Учащиеся должны знать:
Правила техники безопасности на уроках легкой атлетике.
уметь:
-пробегать 60м. с максимальной скоростью с низкого старта,
-прыгать в длину с разбега,
-метать на дальность мяч и в горизонтальную цель.
-пробегать дистанцию 1500м.,бежать в равномерном темпе до 20 мин.
Гимнастика
Знать:
Правила техники безопасности на уроках гимнастики, терминологию,
Уметь:
-выполнять страховку и самостраховку, строевые упражнения; упражнения в висе. Акробатический прыжок, акробатические упражнения раздельно и в комбинации, прыгать через скакалку.
Спортивные игры
Знать:
Правила техники безопасности на уроках спортивных игр во время игры в волейбол, баскетбол, лапту и настольный теннис.
Уметь:
-играть в волейбол, баскетбол, лапту и настольный теннис по упрощенным правилам.
Лыжная подготовка
Знать:
Правила техники безопасности на уроках лыжной подготовки.
Уметь:
-передвигаться на лыжах разными ходами и проходить дистанцию до 2км.
6.Учебно - методическое обеспечение
А.П.Матвеев. Программы общеобразовательных учреждений. Физическая культура Основная школа. Средняя (полная) школа 5-11 классы. - М.: Просвещение, 200 .