Программа по предмету «Физическая культура» для учащихся начальной школы разработана в соответствии с положениями Закона «Об образовании» в части духовно-нравственного развития и воспитания учащихся, требованиями стандарта второго поколения, примерной программой начального общего образования и основными положениями Концепции содержания образования школьников в области физической культуры (А.П.Матвеев, 2011). При создании программы учитывались потребности современного российского общества в физически крепком и дееспособном подрастающем поколении, способном активно включаться в разнообразные формы здорового образа жизни, использовать ценности физической культуры для самовоспитания, саморазвития и самореализации. В программе нашли свое отражение объективно сложившиеся реалии современного социокультурного развития общества, условия деятельности образовательных учреждений, требования учителей и методистов о необходимости обновления содержания образования, внедрения новых методик и технологий в образовательно-воспитательный процесс.
Целью учебной программы по физической культуре является формирование у обучающихся начальной школы основ здорового образа жизни, развитие интереса и творческой самостоятельности в проведении разнообразных форм занятий физической культурой. Реализация данной цели обеспечивается содержанием учебного предмета дисциплины «Физическая культура», в качестве которого выступает физкультурная (двигательная) деятельность человека, ориентированная на укрепление и сохранение здоровья, развитие физических качеств и способностей, приобретение определенных знаний, двигательных навыков и умений.
Реализация цели учебной программы соотносится с решением следующих образовательныхзадач:
– укрепление здоровья школьников посредством развития физических качеств и повышения функциональных возможностей жизнеобеспечивающих систем организма;
– совершенствование жизненно важных навыков и умений посредством обучения подвижным играм, физическим упражнениям и техническим действиям из базовых видов спорта;
– формирование общих представлений о физической культуре, ее значении в жизни человека, роли в укреплении здоровья, физическом развитии и физической подготовленности;
– развитие интереса к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, подвижным играм, формам активного отдыха и досуга;
– обучение простейшим способам контроля за физической нагрузкой, отдельными показателями физического развития и физической подготовленности.
Базовым результатом образования в области физической культуры в начальной школе является освоение учащимися основ физкультурной деятельности с общеразвивающей направленностью. Освоение предмета данной деятельности способствует не только активному развитию физической природы занимающихся, но и формированию у них психических и социальных качеств личности, которые во многом обусловливают становление и последующее формирование универсальных способностей (компетенций) человека. Универсальность компетенций определяется в первую очередь широкой их востребованностью каждым человеком, объективной необходимостью для выполнения различных видов деятельности, выходящих за рамки физкультурной деятельности.
В число универсальных компетенций, формирующихся в начальной школе в процессе освоения учащимися предмета физкультурной деятельности с общеразвивающей направленностью, входят:
– умение организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения ее цели;
– умение активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей;
– умение доносить информацию в доступной, эмоционально яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.
2.Место учебного предмета в учебном плане
Рабочая программа основного начального образования по физической культуре составлена в соответствии с количеством часов, указанных в Базисном плане образовательных учреждений общего образования. Предмет «Физическая культура» изучается в начальной школе в объеме 272 ч, из них в I классе – 66 ч, а со II по IV классы – по 102 ч ежегодно. В неделю отводится 3 часа
3.Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Содержание учебного предмета «Физическая культура» направленно на воспитание высоконравственных, творческих, компетентных и успешных граждан России, способных к активной самореализации в общественной и профессиональной деятельности, умело использующих ценности физической культуры для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья, оптимизации трудовой деятельности и организации здорового образа жизни.
Содержание учебной программы
Тематическое планирование
Характеристика деятельности учащихся
ЗНАНИЯ О ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ 4ч
Физическая культура
1.Физическая культура как система разнообразных форм занятий физическими упражнениями для укрепления здоровья человека.
2.Ходьба, бег, прыжки, лазанье, ползание, ходьба на лыжах, как жизненно важные способы передвижения человека.
3.Правила предупреждения травматизма во время занятий физическими упражнениями: организация мест занятий, подбор одежды, обуви и инвентаря.
Понятие о физической культуре.
Влияние физических упражнений на укрепление здоровья, осанку, умственную и физическую работоспособность.
Основные способы передвижения человека.
Профилактика травматизма (в процессе урока).
Определять и кратко характеризовать физическую культуру, как занятия физическими упражнениями, подвижными и спортивными играми.
Выявлять различия в основных способах передвижения человека.
Определять ситуации требующие применения правил предупреждения травматизма.
Определять состав спортивной одежды в зависимости от времени года и погодных условий
История развития физической культуры
1.История развития Олимпийского вида спорта – баскетбол.
История развития Олимпийских видов спорта
Иметь представление о Олимпийском движении.
Понимать и раскрывать связь физической культуры с трудовой и военной деятельностью.
Физические упражнения
1.Физические упражнения, их влияние на физическое развитие и развитие физических качеств.
2.Характеристика основных физических качеств: силы, быстроты, выносливости, гибкости, ловкости.
3.Физическая подготовка и её связь с развитием основных физических качеств.
Представление о физических упражнениях.
Представление о физических качествах.
Различать упражнения по воздействию на развитие основных физических качеств (сила, быстрота, выносливость).
Характеризовать показатели физического развития.
Характеризовать показатели физической подготовки
СПОСОБЫ ФИЗКУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Самостоятельные занятия
1.Составление режима дня.
2.Выполнение простейших закаливающих процедур, оздоровительных занятий в режиме дня (утренняя зарядка, физкультминутки), комплексов упражнений для формирования правильной осанки и развития мышц туловища, развития основных качеств.
Режим дня и его планирование.
Утренняя зарядка, правила ее составления и выполнения.
Физкультминутки, правила их составления и выполнения.
Закаливания и правила проведения закаливающих процедур.
Упражнения на осанку, и для развития физических качеств.
Составлять индивидуальный режим дня.
Отбирать и составлять комплексы упражнений для утренней зарядки и физкультминуток.
Составлять комплексы упражнений для формирования правильной осанки.
Моделировать комплексы упражнений с учётом их цели: на развитие силы, быстроты, выносливости.
Самостоятельные игры и развлечения и наблюдения за физическим развитием и физической подготовленности.
1.Организация и проведение подвижных игр на спортивной площадке и в спортивном зале.
2.Измерение частоты сердечных сокращений во время выполнения физическими упражнениями.
Игры и развлечения в зимнее время года.
Игры и развлечения в летнее время года.
Подвижные игры с элементами спортивных игр.
Измерение частоты сердечных сокращений.
Общаться и взаимодействовать в игровой деятельности.
Организовывать и проводить подвижные игры с элементами соревновательной деятельности.
Уметь измерять ЧСС.
ФИЗИЧЕСКОЕ СОВЕРШЕНСТВО – 102 часа
Физкультурно-оздоровительная деятельность
1.Комплексы физических упражнений для утренней зарядки, занятий по профилактике и коррекции нарушения осанки.
2.Комплексы упражнений на развитие физических качеств.
3.Комплексы дыхательных упражнений. Гимнастика для глаз.
4.Освоение подводящих упражнений для закрепления и совершенствования двигательных действий игры в волейболе и баскетболе. Проведение элементарных соревнований.
Оздоровительные формы занятий.
Развитие физических качеств.
Дыхательная гимнастика и гимнастика для глаз.
Развитие двигательных качеств при спортивных играх.
Осваивать умения по самостоятельному выполнению упражнений в оздоровительных формах занятий.
Моделировать физические нагрузки для развития основных физических качеств.
Осваивать умения контроля по ЧСС при выполнении упражнений на развитие физических качеств.
Осваивать навыки по самостоятельному выполнению упражнений дыхательной гимнастики и гимнастики для глаз.
Выполнять комплексы ОРУ и подводящих упражнений для освоения технических действий игры в волейбол и баскетбол.
Спортивно-оздоровительная деятельность24
1.Бег: с высоким подниманием бедра, специальные беговые упражнения; с ускорением.
Бег с изменением направления движения (змейкой, по кругу, спиной вперед), из разных ИП.
Техника бега на короткие и длинные дистанции; Низкий и высокий старт. Стартовое ускорение и финиширование. ОРУ физические упражнения на развитие основных физических качеств.
2.Броски большого мяча (1кг) на дальность двумя руками из-за головы, от груди.
3.Метание малого мяча правой и левой рукой из-за головы, стоя на месте, в вертикальную и горизонтальную цель. В стену и ловля мяча одной рукой; метание мяча на дальность с разбега.
4.Прыжки: на месте (на одной ноге, с поворотами вправо и влево), с продвижением вперёд и назад, в длину и высоту с прямого разбега; прыжки через скакалку.
Беговая подготовка
Броски большого мяча
Метание малого мяча
Прыжковая подготовка
Осваивать умения выполнять специальные беговые упражнения.
Описывать технику беговых упражнений и находить характерные ошибки при выполнении беговых упражнений.
Соблюдать правила техники безопасности при выполнении беговых упражнений.
Соблюдать технику безопасности при выполнения метания.
Следить за правильностью выполнения мяча при выпуске снаряда.
Описывать технику прыжковых упражнений.
Требования
Уметь правильно выполнять основные движения в ходьбе и беге;
Бег с ускорением до 30 метров;
Выполнять специальные беговые упражнения;
Правильно выполнять технику прыжка с места в длину;
Выполнять основные движения в метании;
Стартовать с высокого старта;
Уметь выполнять бег в равномерном темпе.
Гимнастика с элементами акробатики – 21 час
1.Построения и перестроения.
Строевые действия в шеренге и колонне; выполнение строевых команд.
2.Элементы акробатики.
«Мост» из положения из исходного положения лёжа, кувырок вперед с приходом в упор присев; Стойка на лопатках усложняя и изменяя положение ног; Кувырок назад; два кувырка вперед.
3.Акробатические связки. Акробатические связки из изученных ранее элементов.
4.Опорный прыжок с разбега через гимнастического козла.
«Прыжок ноги врозь» и прыжок «Согнув ноги» подводящие упражнения.
5. Упражнения на гимнастической скамейке.
Передвижения и повороты на гимнастической скамейке. Составление комбинации из изученных ранее движений.
Преодоление полосы препятствий с элементами лазанья и перелезания, проползания.
7.Общеразвивающие упражнения.
Ритмическая гимнастика, упражнения с предметами и без предмета.
Построение и перестроения, движения и передвижения строем.
Акробатика
Снарядная гимнастика
Прикладная гимнастика
Осваивать умения , связанные с выполнением организующих упражнений.
Различать и выполнять строевые команды.
Описывать технику разучиваемых элементов акробатики.
Выявлять характерные ошибки при выполнении акробатических упражнений
Осваивать технику акробатических упражнений и комбинаций.
Осваивать умения по взаимодействию в парах и группах при разучивании акробатических упражнений.
Соблюдать дисциплину и правила техники безопасности в условиях учебной деятельности.
Следить за правильностью выполнения упражнений осанкой.
Умение выполнять упражнения под музыку, следить за осанкой.
Требования
Выполнять организующие команды и приёмы;
Выполнять акробатические упражнения и упражнения прикладного характера;
Выполнять ОРУ под музыку, с предметами и без предмета;
Выполнять акробатические элементы по программе;
Выполнять акробатические связки из ранее изученных элементов;
Выполнять упражнения на гимнастической скамейке.
Лыжная подготовка – 21 час
Переноска лыж до лыжной тропы;
Повороты на месте вокруг пяток и носок;
Основная стойка лыжника;
Скользящий шаг с палками и без палок;
Двушажный-
попеременный ход;
Одношажный ход;
Бесшажный ход;
Спуск в низкой стойке и высокой стойке. Основная стойка лыжника при спуске склона.
Подъём «Лесенкой» и «Полу ёлочкой»;
Прохождение дистанции 300м, и 500м;
Лыжная подготовка
Соблюдать технику безопасности при переходе от школы до лыжной тропы.
Соблюдать основную стойку лыжника.
Соблюдать координацию в работе хода.
Соблюдать технику при отталкивании при скольжении.
Соблюдать технику безопасности при спусках.
Требования
Знать технику безопасности при работе по лыжной подготовке;
Выполнение технически правильно лыжных ходов;
Знать технику безопасности по лыжной подготовке;
Умение проходить дистанцию в равномерным темпе.
Спортивные игры – 32 часа
1.Баскетбол
Специальные передвижения в стойке баскетболиста без мяча и с мячом;
Остановка с мячом;
Ведение мяча на месте и в движении;
Передача и ловля мяча в парах и тройках на месте и в движении;
Броски мяча в корзину.
2.Волейбол
Подбрасывание мяча вверх и отбивание;
Верхняя передача мяча и приём.
Спортивные игры
Осваивать умения управлять эмоциями в процессе учебной и игровой деятельности.
Проявлять быстроту и ловкость во время спортивных игр.
Соблюдать дисциплину и правила техники безопасности во время спортивных игр.
Взаимодействовать в парах и группах при выполнении технических действий в спортивных играх.
Требования
Уметь соблюдать технику безопасности на уроках спортивных игр;
Уметь выполнять основные движения с мячом по видам спорта.
Подвижные игры
1.На материале раздела «Гимнастика с элементами акробатики»-игровые задания с использованием строевых упражнений, упражнений на внимание, силу, ловкость и координацию.
Подвижные игры типа:
«Тройка», «Бой петухов», «Не урони мешочек», «Смена мест» и т.д.
2.На материале «Лёгкая атлетика»-прыжки, метание и броски, упражнения на координацию, выносливость.
Подвижные игры типа:
«Пятнашки», «Горелки», «К своим капитанам», «Салки на болоте».
Подвижные игры типа:«Гонка мячей», «Мяч соседу», «Охотники и утки», «Пионербол».
Подвижные игры
Осваивать умения в самостоятельной организации и проведении подвижных игр.
Излагать правила и условия проведения подвижных игр,
Осваивать двигательные действия, составляющие содержание подвижных игр.
Взаимодействовать в парах и группах при выполнении технических действий в подвижных играх.
Принимать адекватные решения в условиях игровой деятельности.
Соблюдение техники безопасности при проведении подвижных игр.
Выполнять игровые действия по упрощённым правилам.
Распределение программного материала в учебных часах по четвертям
Разделы
Четверти
Всего часов
1
2
3
4
Основы знаний о физической культуре
2
2
4
Лёгкая атлетика
13
11
24
Гимнастика
21
21
Спортивные игры
12
9
11
32
Лыжная подготовка
21
21
Подвижные игры
В процессе урока
Развитие физических качеств
В процессе урока
Тестирование
В процессе урока
В процессе урока
Всего
27
21
30
24
102
Требования к качеству освоения программного материала
В результате освоения Обязательного минимума содержания учебного предмета «Физическая культура» учащихся III класса
иметь представление:
О физических упражнениях, их влияние на физическое развитие;
О связи физической культуры с трудовой и военной деятельностью человека
О физических качествах и общих правилах определения уровня их развития;
О правилах проведения закаливающих процедур;
Об осанке и правилах использования комплексов физических упражнений для формирования правильной осанки;
уметь:
Определять уровень развития физических качеств (силы, быстроты, гибкости);
Вести наблюдения за физическим развитием и физической подготовленностью;
Выполнять закаливающие водные процедуры;
Выполнять комплексы упражнений для формирования правильной осанки;
Выполнять комплексы упражнений для развития точности метания малого мяча;
Выполнять комплексы упражнений для развития равновесия;
Измерять частоту сердечных сокращений.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты:
– формирование чувства гордости за свою Родину, формирование ценностей многонационального российского общества;
– формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
– развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
– развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
– формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
– развитие этических качеств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
– развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
– формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни;
Метапредметные результаты:
– овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
– формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
– формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
– определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
– готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;
– овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Предметные результаты:
– формирование первоначальных представлений о значении физической культуры для укрепления здоровья человека (физического, социального и психологического), о ее позитивном влиянии на развитие человека (физическое, интеллектуальное, эмоциональное, социальное), о физической культуре и здоровье как факторах успешной учебы и социализации;
– овладение умениями организовать здоровьесберегающую жизнедеятельность (режим дня, утренняя зарядка, оздоровительные мероприятия, подвижные игры и т.д.);
– формирование навыка систематического наблюдения за своим физическим состоянием, величиной физических нагрузок, данными мониторинга здоровья (длины и массы тела и др.), показателями основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, координации, гибкости)
– взаимодействие со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований;
– выполнение простейших акробатических и гимнастических комбинаций на высоком качественном уровне, характеристика признаков техничного исполнения;
– выполнение технических действий из базовых видов спорта, применение их в игровой и соревновательной деятельности.
4.Планируемые результаты
По окончании начальной школы учащиеся должны уметь:
– планировать занятия физическими упражнениями в режиме дня, использовать средства физической культуры в проведении своего отдыха и досуга;
– излагать факты истории развития физической культуры, характеризовать ее роль и значение в жизни человека;
– использовать физическую культуры как средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовленности человека;
– измерять (познавать) индивидуальные показатели физического развития (длины и массы тела) и развития основных физических качеств;
– оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам при выполнении учебных заданий, проявлять доброжелательное и уважительное отношение при объяснении ошибок и способов их устранения;
– организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры и элементарные соревнования, осуществлять их объективное судейство;
– соблюдать требования техники безопасности к местам проведения занятий физической культурой;
– организовывать и проводить занятий физической культурой с разной целевой направленностью, подбирать для них физические упражнения и выполнять их с заданной дозировкой нагрузки;
– характеризовать физическую нагрузку по показателю частоты пульса;
– выполнять простейшие акробатические и гимнастические комбинации на высоком качественном уровне;
– выполнять технические действия из базовых видов спорта, применять их в игровой и соревновательной деятельности;
– выполнять жизненно важные двигательные навыки и умения различными способами, в различных условиях.