Основная задача обучения математике в школе - обеспечить прочное и сознательное овладение учащимися системой математических знаний и умений, необходимых в повседневной жизни и трудовой деятельности каждому члену современного общества.
Для активизации познавательной деятельности учащихся и поддержания интереса к математике вводится данный курс «Занимательной математики», способствующий развитию математического мышления, а также эстетическому воспитанию ученика, пониманию красоты и изящества математических рассуждений, восприятию геометрических форм.
В детстве ребенок открыт и восприимчив к чудесам познания, к богатству и красоте окружающего мира. У каждого из них есть способности и таланты, надо в это верить, и развивать их.
Девизом всех занятий могут служить слова:
« Не мыслям надобно учить, а учить мыслить. » Э. Кант.
Цели обучения.
Развитие логического и алгоритмического мышления.
Создание ситуации « погружения» в нетрадиционные задачи.
Выработка навыков устной монологической речи.
Создание ситуации эффективной групповой учебной деятельности.
Организация учебных занятий.
Заниматься развитием творческих способностей учащихся необходимо систематически и целенаправленно через систему занятий, которые должны строиться на междисциплинарной, интегративной основе, способствующей развитию психических свойств личности – памяти, внимания, воображения, мышления.
Задачи на занятиях подбираются с учетом рациональной последовательности их предъявления: от репродуктивных, направленных на актуализацию знаний, к частично-поисковым, ориентированным на овладение обобщенными приемами познавательной деятельности. Система занятий должна вести к формированию следующих характеристик творческих способностей: беглость мысли, гибкость ума, оригинальность, любознательность, умение выдвигать и разрабатывать гипотезы.
Методы и приемы обучения.
Укрупнение дидактических единиц в обучении математике.
Знакомство с историческим материалом по всем изучаемым темам.
Иллюстративно-наглядный метод, как основной метод всех занятий.
Индивидуальная и дифференцированная работа с учащимися.
Дидактические игры.
2.Содержание программы.
1.Числа и вычисления (8 ч.).
Греческая, египетская, римская и древнерусская системы исчисления. Правила быстрого счета. Числовые ребусы. Магические квадраты.
2.Геометрические фигуры (5 ч.)
Треугольник. Четырехугольники. Геометрические задачи. Пространственные фигуры.
3.Ребусы. Кроссворды (5 ч.)
Знакомство с ребусами и их составление. Кроссворды.
4.Логические задачи (8 ч.)
Числовые мозаики. Задачи со спичками. Задачи на принцип Дирихле.
5.Решение задач (8 ч.)
Занимательные и шутливые задачи. Задачи на доказательство от противного. Задачи на движение.
3.Требования к математической подготовке.
В результате изучения курса «Занимательная математика» учащиеся должны иметь представления о различных системах исчисления и о пространственных фигурах, уметь решать числовые ребусы и мозаики, различного вида занимательные задачи, разгадывать магические квадраты и кроссворды, иметь навыки быстрого счета.
4.Тематическое планирование
6 класс
№
Содержание занятий
Кол. Ч.в
Дата план
Дата факт
I. Числа и вычисления.
8 часов
1.
Греческая и римская нумерация.
1 час
2.
Индийская и арабская система исчисления.
1 час
3.
Древнерусская система исчисления.
1 час
4.
Правила и приемы быстрого счета.
1 час
5.
Конкурс «Кто быстрее сосчитает».
1 час
6.
Знакомство с числовыми ребусами.
1 час
7.
Решение и составление числовых ребусов.
1 час
8.
Заключительное занятие «Путешествие в страну чисел».
1 час
II.Геометрические фигуры.
5 часов
9.
Треугольник, задачи с треугольниками.
1 час
10.
Четырехугольники. Геометрические головоломки.
1 час
11.
Знакомство с пространственными фигурами.
1 час
12.
Решение задач на площадь и объемы пространственных фигур. Конструирование фигур.
1 час
13.
Заключительное занятие «Занимательная геометрия».
1 час
III.Ребусы. Кроссворды.
5 часов
14.
Знакомство с принципами их составления.
1 час
15.
Решение и составление ребусов.
1 час
16.
Знакомство с кроссвордами.
1 час
17.
Составление и решение кроссвордов.
1 час
18.
Конкурс на лучший ребус и кроссворд.
1 час
IV.Логические задачи.
8 часов
19.
Знакомство с числовыми мозаиками.
1 час
20.
Составление и решение числовых мозаик.
1 час
21.
Решение и составление задач со спичками.
1 час
22.
Головоломки со спичками.
1 час
23.
Знакомство с принципом Дирихле.
1 час
24.
Решение задач на принцип Дирихле.
1 час
25.
Решение задач на принцип Дирихле.
1 час
26.
Заключительное занятие «Математический КВН».
1 час
V.Решение задач.
8 часов
27.
Решение занимательных задач.
1 час
28.
Решение шутливых задач.
1 час
29.
Задачи от противного.
1 час
30.
Задачи на движение.
1 час
31.
Задачи на движение по реке.
1 час
32.
Задачи на бассейны.
1 час
33.
Старинные задачи.
1 час
34.
Вечер «Занимательная математика».
1 час
5.Литература.
И. Перельман «Живая математика». М. Изд. «Наука», 1974г.
Рывкин. Справочник по математике М «Высшая школа» 1975 г.
Ф.Ф. Лысенко «Готовься к математическим соревнованиям» г. Ростов-на-Дону 2001 г.
Ф. Мостеллер «50 занимательных вероятностных задач с решениями» М. «наука» 1975 г.
Дополнительные главы 7-8,9,10 кл М. « Просвещение» 1977г.
Б.В. Гнеденко «Элементарное введение в теорию вероятности» М.«Наука» 1976 г.
Л.Я. Савельев «Комбинаторика и вероятность» М «Наука» 1975 г.
Газета «Математика». 2000-2008 г.
« Я иду на урок математики 5 класс». Книга для учителя. М. Изд. «Первое сентября»,2000 г.