1.Пояснительная записка к курсу «Статистика и вероятность»
Курс предназначен для учащихся 7, который компенсируетнедостатки обучения по математике, дополняет и углубляет базовое предметное образование.
Математику многие любят за ее вечные истины: дважды два всегда четыре, сумма четных чисел чётна, а площадь прямоугольника равна произведению его смежных сторон. В любой задаче, которую вы решали на уроках математики, у всех получался один и тот же ответ – нужно было только не делать ошибок в решении.
Реальная жизнь не так проста и однозначна. Исходы многих явлений заранее предсказать невозможно, какой бы полной информацией о них мы ни располагали. Нельзя, например, сказать наверняка, какой стороной упадет подброшенная вверх монета, когда в следующем году выпадет первый снег или сколько человек в городе захотят в течение ближайшего часа позвонить по телефону. Такие непредсказуемые явления называются случайными и изучаются в специальном разделе математики – теория вероятностей. С ее помощью можно с большей степенью уверенности (но все равно не наверняка!) предсказать и дату выпадения первого снега, и количество телефонных звонков.
В нашу жизнь властно вошли выборы и референдумы, банковские кредиты и страховые полисы, таблицы занятости и диаграммы социальных опросов, и даже сводки погоды в газетах сообщают о том, что «завтра ожидается дождь с вероятностью 40%», оставляя нас в полной растерянности: брать ли зонтик? Все это требует от нас минимальных знаний теории вероятностей.
Цель: формирование вероятностного мышления у школьников посредством игровых форм.
Задачи:
Разработать содержание курса, включающего статистические исследования.
Разработать учебный процесс, включающий интеграцию математики с другими предметами.
Создать условия для формирования вероятностного мышления и целостной картины мира у школьников.
Сформировать у школьников представление о статистическом исследовании.
Сформировать умение планировать собственную деятельность при решении жизненных задач.
Ознакомить с процессом построения модели вероятностных событий, учить анализировать их.
Данный курс изучает вопросы, связанные с осознанием соотношения понятий вероятностей и достоверностей, проблемой выбора наилучшего из нескольких вариантов решения, оценкой степени риска и шансов на успех, представлением о справедливости и не справедливости в играх и в реальных жизненных коллизиях.
Современная физика, химия, биология, демография, социология, лингвистика, философия, весь комплекс социально-экономических наук развиваются на вероятно-статистической базе. И, наконец, роль комбинаторики коренным образом изменилась с появлением компьютеров: она превратилась в область находящуюся на магистральном пути развития науки.
2.Основное содержание курса:
Реклама курса и информационная подготовка.
Случайные события. Невозможные события. Достоверные события. Исход.
Вероятностная шкала. Сравнение шансов.
Разбор задач с помощью вероятностной шкалы.
Абсолютная и относительная частота. Гистограмма.
Статистическое определение вероятности. Построение диаграмм, графиков. Проведение экспериментов.
Классическое определение вероятности. Равновозможные исходы. Благоприятные исходы. Вероятность случайного события. Определение Лапласа.
Исходы случайного эксперимента. Элементарные события.
Подсчет шансов в многоэтапных экспериментах. “Выбор без возвращения”. “Выбор с возвращением”. Сочетания. Размещение.
Учет индивидуальных особенностей и потребностей учащихся, различий в стилях познания – индивидуальных способах обработки информации об окружающем мире (аудиальный, визуальный)
Интерактивность (работа в малых группах, ролевые игры, имитационное моделирование, метод проектов)
Личностно - деятельностный , личностно-ориентированный и субъект – субъектный подходы (большое внимание к личности учащегося, а не к целям учителя, равноправное их взаимодействие)
3.Ожидаемые результаты изучения курса:
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности в повседневной жизни для:
выстраивания аргументации при доказательстве(в форме монолога и диалога)
распознавания логически некорректных рассуждений
анализа реальных числовых данных, представленных в виде диаграмм, графиков, таблиц
записи математических утверждений, доказательств
решения практических задач в повседневной и профессиональной деятельности с использованием действий с числами, процентов, длин.
решения учебных и практических задач, требующих систематического перебора вариантов
сравнения шансов наступления случайных событий, оценки вероятности случайного события в практических ситуациях, сопоставления модели с реальной ситуацией
понимания статистических утверждений.
Формы контроля уровня достижений учащихся и критерии оценки:
Наблюдение активности на занятии
Беседа с учащимися
Экспертные оценки педагогов по другим предметам
Анализ исследовательских работ, результатов выполнения диагностических заданий.
Оценка выставляется в форме «зачтено / не зачтено». Итоговая аттестация проводится по результатам изучения курса с помощью зачетной работы-проекта.
4.Календарно-тематический план курса (34 часа.)
№
Тема
Часы
План
Факт
1
Введение
1
2
Случайные события
1
3
Случайные события
1
4
Что вероятнее?
1
5
Как сравнивать события?*
1
6
Как сравнивать события?*
1
7
Эксперименты со случаем
1
8
Эксперименты со случаем
1
9
Куда стремятся частоты?
1
10
Куда стремятся частоты?
1
11
Куда стремятся частоты?
1
12
Куда стремятся частоты?
1
13
Всегда ли нужно бросать монету?
1
14
Всегда ли нужно бросать монету?
1
15
События элементарные и не очень
1
16
Вероятность и комбинаторика
1
17
Вероятность и комбинаторика
1
18
Вероятность и комбинаторика
1
19
Вероятность и комбинаторика
1
20
Вероятность и комбинаторика
1
21
Урок – зачет “Счастливый случай”
1
22
Случайные числа и компьютер
1
23
Случайные числа и компьютер
1
24
Случайные числа и компьютер
1
25
Точка тоже бывает случайной
1
26
Точка тоже бывает случайной
1
27
Вероятностное пространство*
1
28
Вероятностное пространство
1
29
Вероятностное пространство
1
30
Сколько изюма в булке и сколько рыб в пруду?
1
31
Сколько изюма в булке и сколько рыб в пруду?
1
32
Исследовательская работа (проект)
1
33
Исследовательская работа (проект)
1
34
Презентация проектов
1
Итого: 34 часа
5.Основной список литературы:
Арлей Н., Бух К. Введение в теорию вероятности и математическую статистику. – М. Наука, 1951.
Бернштейн С.Н. Теория вероятности. – М. Гостехиздат, 1947.
Булычев В.А. Вероятность вокруг нас и в школьном учебнике математике. – М. Мир,1996.
Бунимович Е.А. Вероятностно-статистическая линия в базовом школьном курсе математики. – Донецк, 1997.
Бунимович Е.А. Статистика и вероятность. М., «Дрофа», 2002.
Бунимович Е.А., Суворова С.Б. Методические указания к теме «Статистические исследования».// Математика в школе, № 3 – 2003
Лютикас В.С. Факультативный курс по математике. Теория вероятности. –М.Просвещение, 1990.
Плоцки А. Вероятность в задачах для школьников. М. Просвещение, 1996.
Семеновых А. Комбинаторика. // Математика. Приложение газеты «Первое сентября», № 15, 16, 17 – 2004
Стандарт основного общего образования по математике. // Математика в школе № 4 – 2004.
Дополнительный список литературы:
Бунимович Е.А. Статистика и вероятность. Электронный учебник. М., 2003.
Мищенко Т.М., Рослова Л.О. Курс по выбору для 9 класса «Избранные вопросы математики», // Математика в школе, № 4 – 2004.
Мостеллер Ф. Пятьдесят занимательных вероятностных задач с решениями. – М. Наука,