Важной составляющей воспитательной системы в школе является кружковая работа. В данном виде деятельности предоставляются наиболее благоприятные условия для развития способностей, склонностей, интересов детей. Кружковая деятельность стимулирует учащихся к творчеству, развивает чувство прекрасного, облагораживает личность. Человек чуткий к прекрасному, испытывает потребность строить свою жизнь по законам красоты.
Считается, что наиболее высокий уровень деятельности достигается человеком в творчестве. Творческая деятельность поднимает личность со ступени потребителя духовных и материальных ценностей до ступени их создателя.
Творческая деятельность привлекает к се6е людей тем, что позволяет испытать радость высшего человеческого порядка – радость преодоления, радость творчества. Как правило, во всех определениях творчества отмечается, что это деятельность, в результате которых создается новый, оригинальный продукт, имеющий общественное значение. Общественное значение имеет не только результат творческой деятельности, но и сам процесс творчества; творческий человек более ценен для общества, нежели безынициативный исполнитель. То есть другими словами, интерес к творчеству в настоящее время обусловлен общественными потребностями.
Декоративно-прикладное творчество является традиционным в любой стране мира. Большинство из нас в детстве брали в руки кисточки, кто-то с интересом и любопытством пытался вязать, вышивать цветы, некоторые делали замечательные игрушки. Предметная среда окружает человека постоянно, она влияет на подсознание, позитивно и негативно формируя его чувства и эмоции, манеру поведения и общения. Значит, и декоративно-прикладное творчество вносит свою лепту в духовное развитие человека – через созидательную, эстетически значимую творческую деятельность.
В процессе занятий художественным трудом формируются все психические процессы, развиваются художественно- творческие способности и положительно- эмоциональное восприятие мира. .Досуговая деятельность способствует приобщению учащихся к труду предоставляет детям свободу выбора, возможность развития комбинаторных умений, выработке индивидуального стиля и темпа деятельности. Занятия в кружке такими видами рукоделия, как вязание, вышивание позволяют развивать творческие задатки школьников, мелкую моторику пальцев рук, самоутверждаться, проявляя индивидуальность и получая результат своего художественного творчества. У детей формируются.янавыки обращения с инструментами, необходимые для овладения различными техниками. Происходит ориентация на ценность труда. В процессе изучения теоретического материала ,учащиеся знакомятся с историей рукоделия.
Давно известно о взаимосвязи развития рук и интеллекта. Даже простейшие ручные работы требуют постоянного внимания и заставляют думать. Искусная работа руками еще более способствует совершенствованию мозга. Изготовление поделки это не только выполнение определенных движений, это развитие практического интеллекта, обучение детей анализу задания, планированию хода его выполнения.
Данная программа является частью комплексной системы работы школы по формированию у учащихся эстетического воспитания, которое неразрывно связано с нравственным, умственным, трудовым и физическим воспитанием; позволяет проявить свои творческие способности, совершенствовать их, дает возможность создать эксклюзивный образец.
Приобщение подрастающего поколения к рукодельным работам, в частности к вязанию крючком и спицами, вышиванию крестом – значимая частица трудового обучения и воспитания детей, т.к. основные умения и навыки, получаемые на занятиях, нужны учащимся в их дальнейшей жизни.
В процессе занятий, накапливая практический опыт в изготовлении различных вязаных и вышитых изделий, учащиеся от простых изделий постепенно переходят к освоению более сложных работ.
Цель программы: – содействие становления активной личности через формирование устойчивого интереса к различным видам прикладного искусства,развитие творческого потенциала учащихся, систематизация знаний о различных приемах вышивки и вязания крючком и спицами.
Задачи программы:
1. Расширение кругозора обучающихся в процессе изучения видов декоративно-прикладного творчества;
2. Формирование интереса к рукоделию;
3. Формирование знаний и практических навыков по выполнению различных видов вязания;.
4. Освоение приемов вышивки крестом;
5. Развитие у обучающихся эстетического вкуса, памяти и внимания;
6. Развитие мелкой моторики и координации рук;
7. Развитие художественного вкуса и творческой инициативы;
8. Воспитание уважения и развитие интереса к народным традициям;
9. Формирование чувства сотрудничества и взаимопомощи;
Данная программа рассчитана на один учебный год. Занятия проводятся один раз в неделю по одному часу. Возраст учащихся 10 – 15 лет. У детей этого возраста хорошо развита механическая память, произвольное внимание, наглядно-образное мышление, зарождается понятийное мышление на базе жизненного опыта, неподкреплённое научными данными, развиваются познавательные и коммуникативные умения и навыки.
Итогом работы обучающихся является выставка изделий, выполненных своими руками. Из этого следует, что основная форма проведения занятий – практическая работа. Она позволяет приобрести и совершенствовать основные умения и навыки, необходимые при вышивании и вязании крючком и спицами...
Формы проведения занятий:
1. Демонстрация изделий.
2. Занятия с элементами лекций.
3. Практические занятия.
4. Самостоятельная работа с литературой.
Учащиеся должны уметь:
1. Правильно подобрать или составить рисунок для вышивки.
2. Уметь вышивать на пяльцах и без них.
3. Начинать и заканчивать работу без узлов.
4. Подбирать ткань, нитки в зависимости от техники вышивки, рисунка.
5. Выполнять работу простыми декоративными швами, счетным крестом, гобеленовым швом.
6. Оформлять вышивку в рамку. Выполнять работу качественно.
7. Соблюдать правила техники безопасности, гигиены и санитарии.
8. Пользоваться схематичным описанием рисунка.
9. Выполнять основные петли;
10. Вязать образец и делать рассчет петель;
11. Читать схемы для вязания крючком и спицами, вязать по ним;
12. Подбирать материалы и инструменты для выполнения определенного изделия;:
13. Выполнять простейшие элементы вязания на спицах, крючком
14. Рассчитывать плотность вязания и количество петель для изготавливаемого изделия..
15. Изготавливать изделие.
16. В процессе работы ориентироваться на качество изделий.
17. Соблюдать правила техники безопасности, гигиены и санитарии.
Учащиеся должны знать:
1. Виды декоративно-прикладного творчества.
2. Виды ручной вышивки.
3. Историю и традиции вышивки.
4. Применение ,креста, свободных швов
5. Способы закрепления нитей.
6. Начальные сведения о цветовом сочетании
7. Начальные сведения об инструментах, приспособлениях и материалах, используемых при вышивании, вязании крючком и спицами..
8. Основные рабочие приемы вязания спицами, крючком .
9. Условные обозначения вязальных петель.
10. Порядок чтения схем для вязания спицами и крючком.
11. Безопасные приемы работы.
12. Правила техники безопасности, гигиены и санитарии
Способы оценивания результативности учащихся:
1. Анализ наблюдения за деятельностью учащихся.
2. Выполнение заданий.
Программа способствует
повышению интереса к культурным традициям родного края;
развитию познавательной и творческой активности детей;
формированию нравственных ценностей;
расширению политехнических знаний; -повышению культуры общения детей;