Личностными результатами изучения предмета «Математика» в 6 классе являются следующие качества:
развитие логического и критического мышления, культуры речи, способности к умственному эксперименту;
формирование у учащихся интеллектуальной честности и объективности, способности к преодолению мыслительных стереотипов, вытекающих из обыденного опыта;
воспитание качеств личности, обеспечивающих социальную мобильность, способность принимать самостоятельные решения;
формирование качеств мышления, необходимых для адаптации в современном информационном обществе;
развитие интереса к математическому творчеству и математических способностей;
Метапредметными результатами изучения учебного предмета «Математика» в 6 классе является формирование универсальных учебных действий (УУД). В результате обучения ученик научится:
Регулятивные УУД:
самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта;
выдвигать версии решения проблемы, осознавать (и интерпретировать в случае необходимости)конечный результат, выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно;
составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);
работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно (в том числе и корректировать план);
в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
Познавательные УУД:
анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию путём дихотомического деления (на основе отрицания);
составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.).
преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст, диаграмму и пр.);
вычитывать все уровни текстовой информации.
уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.
понимая позицию другого человека, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории. Для этого самостоятельно использовать различные виды чтения (изучающее, просмотровое, ознакомительное, поисковое), приёмы слушания.
самому создавать источники информации разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности;
уметь использовать компьютерные и коммуникационные технологии как инструмент для достижения своих целей. Уметь выбирать адекватные задаче инструментальные программно-аппаратные средства и сервисы.
Коммуникативные УУД:
самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом и т.д.);
отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами;
в дискуссии уметь выдвинуть контраргументы;
критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;
понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;
уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.
1.3. Предметные результаты
1.3.1. Выпускник научится в 6 классе (для использования в повседневной жизни и обеспечения возможности успешного продолжения образования на базовом уровне) по разделам курса:
Элементы теории множеств и математической логики:
оперировать на базовом уровне[1] понятиями: множество, элемент множества, подмножество, принадлежность;
задавать множества перечислением их элементов;
находить пересечение, объединение, подмножество в простейших ситуациях.
В повседневной жизни и при изучении других предметов:
распознавать логически некорректные высказывания.
Числа:
Оперировать на базовом уровне понятиями: натуральное число, целое число, обыкновенная дробь, десятичная дробь, смешанное число;
использовать свойства чисел и правила действий с натуральными числами при выполнении вычислений;
сравнивать натуральные числа.
В повседневной жизни и при изучении других предметов:
оценивать результаты вычислений при решении практических задач;
выполнять сравнение чисел в реальных ситуациях;
составлять числовые выражения при решении практических задач и задач из других учебных предметов.
Статистика и теория вероятностей:
Представлять данные в виде таблиц, диаграмм,
читать информацию, представленную в виде таблицы, диаграммы.
Текстовые задачи:
Решать несложные сюжетные задачи разных типов на все арифметические действия;
строить модель условия задачи (в виде таблицы, схемы, рисунка), в которой даны значения двух из трех взаимосвязанных величин, с целью поиска решения задачи;
осуществлять способ поиска решения задачи, в котором рассуждение строится от условия к требованию или от требования к условию;
составлять план решения задачи;
выделять этапы решения задачи;
интерпретировать вычислительные результаты в задаче, исследовать полученное решение задачи;
знать различие скоростей объекта в стоячей воде, против течения и по течению реки;
решать задачи на нахождение части числа и числа по его части;
решать задачи разных типов (на работу, на покупки, на движение), связывающих три величины, выделять эти величины и отношения между ними;
находить процент от числа, число по проценту от него, находить процентное отношение двух чисел, находить процентное снижение или процентное повышение величины;
решать несложные логические задачи методом рассуждений.
В повседневной жизни и при изучении других предметов:
выдвигать гипотезы о возможных предельных значениях искомых величин в задаче (делать прикидку)
Наглядная геометрия. Геометрические фигуры:
Оперировать на базовом уровне понятиями: фигура, точка, отрезок, прямая, луч, ломаная, угол, многоугольник, треугольник и четырехугольник, прямоугольник и квадрат, окружность и круг, прямоугольный параллелепипед, куб. Изображать изучаемые фигуры от руки и с помощью линейки и циркуля.
В повседневной жизни и при изучении других предметов:
решать практические задачи с применением простейших свойств фигур.
Измерения и вычисления:
выполнять измерение длин, расстояний, величин углов, с помощью инструментов для измерений длин и углов;
вычислять площади прямоугольников.
В повседневной жизни и при изучении других предметов:
вычислять расстояния на местности в стандартных ситуациях, площади прямоугольников;
выполнять простейшие построения и измерения на местности, необходимые в реальной жизни.
История математики:
описывать отдельные выдающиеся результаты, полученные в ходе развития математики как науки;
знать примеры математических открытий и их авторов, в связи с отечественной и всемирной историей.
Выпускник получит возможность научиться в 6 классе (для обеспечения возможности успешного продолжения образования на базовом и углубленном уровнях) по разделам курса:
Элементы теории множеств и математической логики:
Оперировать понятиями: множество, характеристики множества, элемент множества.
определять принадлежность элемента множеству, объединению и пересечению множеств; задавать множество с помощью перечисления элементов, словесного описания.
В повседневной жизни и при изучении других предметов:
распознавать логически некорректные высказывания;
строить цепочки умозаключений на основе использования правил логики.
Оперировать понятиями: столбчатые и круговые диаграммы, таблицы данных, среднее арифметическое,
извлекать, информацию, представленную в таблицах, на диаграммах;
составлять таблицы, строить диаграммы на основе данных.
В повседневной жизни и при изучении других предметов:
извлекать, интерпретировать и преобразовывать информацию, представленную в таблицах и на диаграммах, отражающую свойства и характеристики реальных процессов и явлений.
Текстовые задачи:
Решать простые и сложные задачи разных типов, а также задачи повышенной трудности;
использовать разные краткие записи как модели текстов сложных задач для построения поисковой схемы и решения задач;
знать и применять оба способа поиска решения задач (от требования к условию и от условия к требованию);
выделять этапы решения задачи и содержание каждого этапа;
интерпретировать вычислительные результаты в задаче, исследовать полученное решение задачи;
анализировать всевозможные ситуации взаимного расположения двух объектов и изменение их характеристик при совместном движении (скорость, время, расстояние) при решении задач на движение двух объектов как в одном, так и в противоположных направлениях;
исследовать всевозможные ситуации при решении задач на движение по реке, рассматривать разные системы отсчета;
решать разнообразные задачи «на части»,
решать и обосновывать свое решение задач (выделять математическую основу) на нахождение части числа и числа по его части на основе конкретного смысла дроби;
осознавать и объяснять идентичность задач разных типов, связывающих три величины (на работу, на покупки, на движение); выделять эти величины и отношения между ними, применять их при решении задач, конструировать собственные задачи указанных типов.
В повседневной жизни и при изучении других предметов:
выделять при решении задач характеристики рассматриваемой в задаче ситуации, отличные от реальных (те, от которых абстрагировались), конструировать новые ситуации с учетом этих характеристик, в частности, при решении задач на концентрации, учитывать плотность вещества;
решать и конструировать задачи на основе рассмотрения реальных ситуаций, в которых не требуется точный вычислительный результат;
решать задачи на движение по реке, рассматривая разные системы отсчета.
Наглядная геометрия. Геометрические фигуры:
Извлекать, интерпретировать и преобразовывать информацию о геометрических фигурах, представленную на чертежах;
изображать изучаемые фигуры от руки и с помощью компьютерных инструментов.
Измерения и вычисления:
выполнять измерение длин, расстояний, величин углов, с помощью инструментов для измерений длин и углов;
вычислять площади прямоугольников, квадратов, объемы прямоугольных параллелепипедов, кубов.
В повседневной жизни и при изучении других предметов:
вычислять расстояния на местности в стандартных ситуациях, площади участков прямоугольной формы, объемы комнат;
выполнять простейшие построения на местности, необходимые в реальной жизни;
оценивать размеры реальных объектов окружающего мира.
История математики:
Характеризовать вклад выдающихся математиков в развитие математики и иных научных областей.
2. Содержание учебного предмета
Повторение курса математики 5 класса (6 ч)
Натуральный ряд чисел и его свойства
Множество натуральных чисел и его свойства
Обыкновенные дроби
Правильные и неправильные дроби, смешанная дробь (смешанное число).
Десятичные дроби
Целая и дробная части десятичной дроби. Преобразование десятичных дробей в обыкновенные. Преобразование обыкновенных дробей в десятичные дроби.
Округление натуральных чисел
Правило округления натуральных чисел.
Числовые выражения
Числовое выражение и его значение, порядок выполнения действий.
Наглядная геометрия
Площадь прямоугольника, квадрата. Объем прямоугольного параллелепипеда, куба.
Проценты
Вычисление процентов от числа и числа по известному проценту
Решение текстовых задач
Зависимости между величинами: скорость, время, расстояние.
Задачи на все арифметические действия
Решение текстовых задач арифметическим способом.
1. Делимость чисел (14 ч)
Делители и кратные
Делитель и его свойства, общий делитель двух и более чисел, наибольший общий делитель, взаимно простые числа, нахождение наибольшего общего делителя. Кратное и его свойства, общее кратное двух и более чисел, наименьшее общее кратное, способы нахождения наименьшего общего кратного.
Свойства и признаки делимости
Свойство делимости суммы (разности) на число. Признаки делимости на 2, 3, 5, 9, 10. Признаки делимости на 4, 6, 8, 11. Доказательство признаков делимости. Решение практических задач с применением признаков делимости.
Разложение числа на простые множители
Простые и составные числа.
Разложение натурального числа на множители, разложение на простые множители. Количество делителей числа, алгоритм разложения числа на простые множители, основная теорема арифметики.
История математики
Развитие арифметики натуральных чисел. НОК, НОД, простые числа. Решето Эратосфена.
Задачи на все арифметические действия
Решение текстовых задач арифметическим способом.
2. Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями (21 ч)
Обыкновенные дроби
Дробное число как результат деления. Преобразование смешанной дроби в неправильную дробь и наоборот. Приведение дробей к общему знаменателю. Сравнение обыкновенных дробей.
Сложение и вычитание обыкновенных дробей.
Арифметические действия со смешанными дробями.
Способы рационализации вычислений и их применение при выполнении действий.
Задачи на все арифметические действия
Решение текстовых задач арифметическим способом.
Задачи на движение, работу и покупки
Решение несложных задач на движение в противоположных направлениях, в одном направлении. Решение задач на совместную работу. Зависимости между величинами: производительность, время, работа; цена, количество, стоимость.
3. Умножение и деление обыкновенных дробей (29 ч)
Обыкновенные дроби
Умножение и деление обыкновенных дробей.
Арифметические действия с дробными числами.
Способы рационализации вычислений и их применение при выполнении действий.
Задачи на движение, работу и покупки
Решение несложных задач на движение в противоположных направлениях, в одном направлении, движение по реке по течению и против течения. Применение дробей при решении задач.
Наглядная геометрия
Примеры разверток многогранников.
Решение практических задач с применением простейших свойств фигур.
Задачи на части, доли, проценты
Решение задач на нахождение части числа и числа по его части.
4. Отношения и пропорции. Масштаб (22 ч)
Отношение двух чисел
Масштаб на плане и карте. Пропорции. Свойства пропорций, применение пропорций и отношений при решении задач.
Наглядная геометрия
Наглядные представления о фигурах на плоскости: окружность, круг.
Наглядные представления о пространственных фигурах: шар, сфера. Изображение пространственных фигур.
Решение практических задач с применением простейших свойств фигур.
Задачи на части, доли, проценты
Применение пропорций при решении задач.
5. Положительные и отрицательные числа (10 ч)
Положительные и отрицательные числа
Изображение чисел на числовой (координатной) прямой. Сравнение чисел. Модуль числа, геометрическая интерпретация модуля числа. Множество целых чисел.
Наглядная геометрия
Наглядные представления о пространственных фигурах: цилиндр, конус. Изображение пространственных фигур. Примеры разверток цилиндра и конуса.
Решение текстовых задач
История математики
Появление нуля и отрицательных чисел в математике древности. Роль Диофанта.
6. Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел (15 ч)
Положительные и отрицательные числа
Действия с положительными и отрицательными числами.
Решение текстовых задач
7. Умножение и деление положительных и отрицательных чисел (13 ч)
Положительные и отрицательные числа
Действия с положительными и отрицательными числами.
Понятие о рациональном числе.
Первичное представление о множестве рациональных чисел. Действия с рациональными числами.
Задачи на все арифметические действия
Решение текстовых задач арифметическим способом.Решение несложных задач на движение в противоположных направлениях, в одном направлении.
История математики
Почему (-1)•(-1)=+1?
8. Решение уравнений (16 ч)
Простейшие преобразования выражений: раскрытие скобок, приведение подобных слагаемых. Решение линейных уравнений. Примеры решения текстовых задач с помощью линейных уравнений.
Алгебраические выражения
Вычисление значения алгебраического выражения, преобразование алгебраических выражений.
Задачи на все арифметические действия
Решение текстовых задач арифметическим способом. Использование таблиц, схем, чертежей, других средств представления данных при решении задачи.
9. Координаты на плоскости (11 ч)
Прямоугольная система координат на плоскости, абсцисса и ордината точки.
Наглядная геометрия
Взаимное расположение двух прямых.
Диаграммы
Столбчатые и круговые диаграммы. Извлечение информации из диаграмм. Изображение диаграмм по числовым данным.
Логические задачи
Решение несложных логических задач. Решение логических задач с помощью графов, таблиц.
Итоговое повторение курса математики 6 класса (18 ч)
3.Тематическое планирование
№ параграфа/ пункта учебника
Содержание учебного материала
Кол-во часов
Характеристика основных видов деятельности обучающихся (на уровне учебных действий)
ВВОДНОЕ ПОВТОРЕНИЕ
6 ч
Сложение и вычитание десятичных дробей.
1 ч
арифметические действия с десятичными дробями.
правильность вычислений.
уравнения.
Решать несложные текстовые задачи.
Умножение и деление десятичных дробей.
1 ч
Проценты.
1 ч
Решение уравнений.
1 ч
Решение текстовых задач.
1 ч
Входная контрольная работа
1 ч
Глава I. ОБЫКНОВЕННЫЕ ДРОБИ
86 ч
§1
Делимость чисел
14 ч
Формулировать определения делителя и кратного, простого и составного числа, свойства и признаки делимости.
Доказывать и опровергать с помощью контрпримеров утверждения о делимости чисел. Классифицировать натуральные числа (четные, нечетные, по остаткам от деления на 3 и т.п.) Формулировать признаки делимости на 2, 3, 5, 9, 10, 4 и 25. Применять признаки делимости, в том числе при сокращении дробей. Использовать признаки делимости в рассуждениях.
Исследовать простейшие числовые закономерности, приводить числовые эксперименты (том числе с использование компьютера).
1.
Делители и кратные.
2 ч
2.
Признаки делимости на 10, на 5 и на 2.
2ч
3.
Признаки делимости на 9 и на 3.
2 ч
4.
Простые и составные числа.
1 ч
5.
Разложение на простые множители
2 ч
6.
Наибольший общий делитель. Взаимно простые числа.
2 ч
7.
Наименьшее общее кратное.
2 ч
Контрольная работа № 1
1 ч
§2
Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями
21 ч
Знать основное свойство дроби, применять его для сокращения дробей. Уметь приводить дроби к новому знаменателю. Уметь приводить дроби к общему знаменателю. Представлять десятичной дроби в виде обыкновенной дроби и обыкновенной в виде десятичной, находить десятичные приближения обыкновенных дробей.
Выполнять вычисления с обыкновенными дробями: сложение и вычитание обыкновенных дробей и смешанных чисел.
Решать основные задачи на дроби, в том числе задачи с практическим содержанием. Применять различные способы решения основных задач на дроби.
8.
Основное свойство дроби.
2ч
9.
Сокращение дробей
3 ч
10.
Приведение дробей к общему знаменателю.
4 ч
11.
Сравнение, сложение, вычитание дробей с разными знаменателями.
5 ч
Контрольная работа № 2
1 ч
12.
Сложение и вычитание смешанных чисел.
5 ч
Контрольная работа № 3
1 ч
§3
Умножение и деление обыкновенных дробей
29 ч
Выполнять вычисления с обыкновенными дробями: умножение и деление обыкновенных дробей и смешанных чисел.
Решать основные задачи на дроби, в том числе задачи с практическим содержанием. Применять различные способы решения основных задач на дроби. Приводить примеры задач на нахождение дроби от числа, число по заданному значению его дроби. Анализировать и осмысливать текст задач, аргументировать и презентовать решения.
13.
Умножение дробей.
4 ч
14.
Нахождение дроби от числа.
3 ч
15.
Применение распределительного свойства умножения.
3 ч
Контрольная работа № 4
1 ч
16.
Взаимно обратные числа.
3 ч
17.
Деление.
5 ч
Контрольная работа № 5
1 ч
18.
Нахождение числа по его дроби.
5 ч
19.
Дробные выражения.
3 ч
Контрольная работа № 6
1 ч
§4
Отношения и пропорции
22 ч
20.
Отношения.
5 ч
Формулировать определение отношения чисел. Понимать и объяснять, что показывает отношение двух чисел. Знать основное свойство пропорции.
Анализировать и осмысливать текст задачи, извлекать необходимую информацию, моделировать условие с помощью схем, рисунков, реальных предметов; строить логическую цепочку рассуждений; критически оценивать полученный ответ, осуществлять самоконтроль, проверяя ответ на соответствие условию.
Решать задачи на деление чисел и величин в данном отношении, в том числе задачи практического характера. Формулировать отличие прямо и обратно пропорциональных величин. Приводить примеры величин, находящихся в прямо пропорциональной зависимости, обратно пропорциональной зависимости, комментировать примеры. Определять по условию задачи, какие величины являются прямо пропорциональными, обратно пропорциональными, а какие не являются ни теми, ни другими. Решать задачи на прямую и обратную пропорциональность. Решать текстовые задачи с помощью пропорции, основного свойства пропорции.
Знать, что такое масштаб. Строить с помощью чертежных инструментов окружность, круг. Определять длину окружности по готовому рисунку. Использовать формулу длины окружности при решении практических задач. Определять по готовому рисунку площадь круга, площадь комбинированных фигур. Использовать формулу площади круга при решении практических задач. Вычислять объем шара и площадь поверхности сферы, используя знания о приближённых значениях чисел.
Анализировать задания, аргументировать и презентовать решения.
Находить информацию по заданной теме в источниках различного типа. Использовать компьютерное моделирование и эксперимент для изучения свойств окружности.