Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования 2004 года, Программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений. 5-9 классы. /Автор-составитель С.И. Львова. – М.: Мнемозина, 2009 и учебника: Львова С.И. Русский язык. 7 класс. В 3 частях: учебник для общеобразовательных учреждений / С.И.Львова, В.В.Львов. – М.: Мнемозина, 2009 и обеспечивает реализацию обязательного минимума образования. Настоящая программа составлена на 170 часов в соответствии с учебным планом школы, рассчитана на 1 год обучения и является программой базового уровня обучения. Дополнительные 34 часа, добавленные из школьного компонента, отведены на повторение изученного в начале и в конце учебного года, на развитие речи обучающихся.
Предлагаемый курс не противоречит общим задачам школы и направлен на решение следующих задач:
§ освоение знаний об устройстве и функционировании родного языка
§ умение пользоваться его богатейшими стилистическими ресурсами
§ интенсивное развитие речемыслительных, интеллектуальных, творческих способностей, духовно-нравственных и эстетических качеств личности
Решаемые задачи позволяют достичь цели курса:
§ обеспечение языкового развития обучающихся
§ овладение ими речевой деятельностью
Курс предусматривает изучение следующих разделов:
§ Язык как развивающееся явление
§ Разделы лингвистики (на основе изученного в 5-6 классах)
§ Морфология:
§ Наречие
§ Самостоятельные и служебные части речи
§ Предлог
§ Союз
§ Частица
§ Междометие
§ Омонимия слов разных частей речи.
§ Трудные случаи разграничения языковых явлений
§ Повторение изученного
Главной особенностью программы является ее направленность на:
§ достижение в преподавании единства процессов познания окружающего мира через родной язык
§ осмысления его основных закономерностей
§ усвоения основ лингвистики и разных видов языкового анализа
§ развития абстрактного мышления, памяти, воображения, коммуникативных умений
§ навыков самостоятельной учебной деятельности
§ самообразования, речевого самосовершенствования
§ успешное овладение видами речевой деятельности в их единстве и взаимосвязи
Ø способностью осознанно воспринимать и понимать звучащую речь и печатное слово
Ø грамотно, точно, логически стройно, выразительно передавать в устной и письменной форме собственные мысли, учитывая условия общения
Курс отличается:
Ø ярко выраженной семантической направленностью в изучении грамматико – орфографического материала
Ø усиленным вниманием к особенностям употребления в речи языковых единиц, к эстетической функции изучаемых явлений языка, формированию навыков использования справочной литературы, работы с различными видами лингвистических словарей
Ø вниманием к вопросам истории русского языка, целенаправленным обращением к этимологии
Программа реализует:
Ø идею межпредметных связей при обучении русскому языку, что способствует развитию умения устанавливать логическую взаимосвязь между явлениями и закономерностями, которые изучаются в школе на уроках по разным предметам
Ø идею дифференцированного подхода к обучению, это выражается прежде всего в выделении дополнительного материала, расширяющего основное содержание программы
Ø культуроведческий аспект в обучении русскому языку, что проявляется в достаточно широком использовании сведений по истории языка и русистики, информации о русских ученых-лингвистах, материалов по этимологии
Программа составлена с учетом принципа преемственности между основными ступенями обучения: начальной, основной и полной средней школой.
Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Рабочая программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения.
Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся.
Русский язык представлен в программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в школе.
Программа реализует идею межпредметных связей при обучении русскому языку, что способствует развитию умения устанавливать логическую взаимосвязь между явлениями и закономерностями, которые изучаются в школе на уроках по разным предметам. Большое внимание уделено формированию навыков работы с различными видами лингвистических словарей.
В программе специально выделены часы на развитие связной речи – 25 часов и текстоведение – 14 часов, которые равномерно распределены по четвертям:
№ п/п
Текстоведение
Развитие речи
1
Текст как произведение речи. Основные этапы создания текста.
Изложение «Осенние избушки» ( 2ч)
2
Обдумывание содержания текста и подготовка рабочих материалов
Сочинение по картине В.Д. Поленова «Осень»
Сочинение по картине А.М. Герасимова «После дождя»
3
Подготовка рабочих материалов к сочинению. Создание текста.
Сочинение по картине И.Репина «Осенний букет»
4
Основные требования к связному высказыванию: точность, логичность, правильность, выразительность, уместность
Контрольное изложение «Воробей» (2ч)
Сочинение по картине А.А. Пластова «Первый снег»
5
Структурные особенности текста.
Изложение «Метель»
6
Разные способы развития основной мысли текста.
Контрольное сочинение «Картины И.И.Шишкина и К.Ф.Юона –гимн русской зиме» ( 2ч)
7
Правильность связного высказывания как соответствие его литературным нормам современного русского языка.
Изложение «М.В.Ломоносов» (упр.476)
( 2ч)
8
Правильность устного и письменного высказывания. Основные требования к устной и письменной речи
Сочинение по картине О.А.Кипренского «Портрет А.С.Пушкина
9
Выразительность речевого высказывания
Изложение «Сибирский кедр» (2ч)
10
Уместность речи как соответствие ее целям и условиям речевого общения.
Сочинение по картине И.И.Левитана «Март»
11
Рассуждение как тип речи. Структурные особенности текста-рассуждения
Изложение «Сказочные картины детства»
( упр.470)
Сочинение по картине П.П.Кончаловского «Сирень»
12
Рассуждение на морально-этическую тему
Изложение «Уроки отца» ( 2ч)
Сочинение по данному началу «Где живет совесть?» (упр. 577)
13
Сочетание разных типов речи в тексте.
Контрольное сжатое изложение «Одуванчики» ( 2ч)
14
Итоговый тест по текстоведению
Контрольное сочинение по картине И.И.Левитана «Одуванчики» (упр. 399)
Введение регионального компонента направлено на то, чтобы, формируя языковую личность, рассматривая язык как культурно-историческую среду, изучая местную специфику речи способствовать формированию у обучающихся представления о языке как о живом, развивающемся явлении.